Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Практика
Страница 1

Одна 70 летняя женщина продолжала злиться на мужа за поступок, который он совершил 40 лет назад. Потом поведение его было безупречным, они жили хорошо, но этот червячок продолжал её точить.

Рассказывая это, пациентка горько плакала, она страдала.

Ваши действия.

Данную проблему можно решать в русле различных теорий консультирования. Но, на мой взгляд, целесообразно будет воспользоваться методикой консультирования в когнитивно-бихевиоральном направлении, так как клиентка страдает от дисфункциональных непроизвольных мыслей и схем, у неё обобщенное представление о себе и окружающей действительности, связанное с определённым событием.

Прежде чем начать консультирование данной клиентки мы должны узнать хочет ли она сейчас что-либо менять в своей жизни, так как если клиентка не направлена на изменение своего мышления, если она только ждёт дополнительного подкрепления своему страданию или ищет зрителей, наши усилия будут напрасны. Если женщина не решила данную проблему в течении 40 лет, возможно она не хочет её решать и её устраивает то положение, которое сложилось в её жизни. Если же клиентка понимает необходимость изменений и готова к ним, можно рассчитывать на положительный результат.

Наблюдая за женщиной, рассказывающей свою историю, бросаются в глаза чувства испытываемые ею – она злится, плачет, страдает. В теории когнитивного направления эмоциональные реакции рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными навыками, приобретёнными в прошлом. То есть, если мы хотим изменить чувства, надо изменять вызвавшие их идеи. Это, так называемое, «горячее мышление», несущее сильную эмоциональную окраску необходимо заменить «холодным», либо «тёплым» мышлением.

Для этого, внимательно выслушав клиентку, 1 - идентифицируем её проблему – она злиться на мужа, совершившего на её взгляд неблагоприятный поступок 40 лет назад. В тоже время в течение тех же 40 лет женщина не решает эту проблему, а довольствуется только страданиями, изнуряющими её.

Личность формируется схемами и когнитивными структурами, которые представляют собой базовые убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личностного опыта и идентификации себя со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя, мира, других, и концепцию своего существования в этом мире. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и в свою очередь влияют на формирование других убеждений. Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии специальных стимулов, стрессов и обстоятельств.

2 – Для осознания клиенткой неадаптивных когниций, искажающих её восприятие реальности, воспользуемся схемой Эллиса: А, В, С.

А – последовательность внешних событий – поступок, совершенный мужем;

С – реакция на них - реакция женщины.

Недостаёт В– это мысли и образы, возникающие в этот промежуток у клиентки.

3 – Попытаемся совместно с клиенткой объективно рассмотреть её мысли: с чем ассоциировался у женщины поступок мужа, почему она восприняла его как негативный. Тем самым повысим способность клиентки проводить разграничение между мнением, которое надо обосновать (Я считаю этот поступок негативным), и неопровержимым фактом (Я знаю, что этот поступок негативный), что развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему.

4 – Правила регуляции поведения носят абсолютный характер и влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации. Содержание правил регуляции поведения центрируется вокруг двух основных параметров: «опасности – безопасности» и «боли – удовольствия».

Если на предыдущем шаге мы определим, что у женщины правила регуляции поведения имеют отношение к оси опасности – безопасности, то следует восстановить у неё контакт с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию воображения, на уровне реального действия с четкой вербализацией новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Правила центрирования вокруг оси боли – удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определённых целей в ущерб другим – в данном случае изнуряющее страдание в ущерб радости жизни. После выявления таких позиций следует помочь клиентке осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объяснить, что она была бы счастливее, если бы руководствовалась более реалистическими правилами, которые клиентка должна найти сама. Возможно, обратить внимание, что это только её мнение на правила поведения мужа или подчеркнуть, что, осознав негативную реакцию жены на свой проступок (а на ошибку имеет право каждый) муж доказал своё доброжелательное отношение безупречным поведением. Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения клиенткой проблем в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Цели и задачи организации
Управляющие некоммерческими предприятиями иногда заявляют, что высшим руководителям коммерческих предприятий живется легко, поскольку их цель прибыль. Но как показывает практика, прибыль является только показателем того, насколько доходы ...

Основы лидерства: понятие и функции
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди ве ...

Психологические аспекты принятия управленческих решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как ...