Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Состояние и задачи современной психологии
Страница 6

11. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.

Применение рекомендуемого набора проверенных и информативных психодиагностических тестов показывает, что норма не является нулевой характеристикой отсчета, безликой усредненностью, а представлена широким коридором индивидуально-личностного многообразия, требующего дифференцированного подхода. Опыт показал, что предлагаемая батарея психодиагностических тестов позволяет выделить четкие критерии пригодности к разным видам профессиональной и управленческой деятельности, выявляет степень социально-психологической адаптированности и устойчивости к стрессу, дает возможность оценить уровень агрессивности, склонность к злоупотреблению наркотиками или алкоголем и многие другие свойства личности, требующие психологической коррекции или социально-превентивных мер. Сравнительный анализ данных включенных в тестовую батарею методик наглядно показывает, как феноменологически близкие показатели, отражающие соотношения ведущих тенденций, уравновешивают друг друга, когда мы имеем дело с гармоничной личностью, а также как выявляются заостренные черты у акцентуированных и психопатических личностей и у лиц, находящихся в состоянии выраженной эмоциональной напряженности или патологического развития. Исследование позволяет провести грань между преходящими, быстро нормализующимися реакциями и другими, более устойчивыми формами пограничных психических нарушений. Рассогласованность показателей результатов исследований, апеллирующих к разным уровням личностной организации, информируют психолога о личностной дисгармонии, о плохом самопонимании, о внутренних противоречиях эмоционально незрелой личности с низким уровнем самосознания.

Разработанная модель психодиагностического исследования получила широкое применение в Центрах занятости населения в целях профориентации; она применяется удобный инструмент для кадрового отбора в охранных организациях, с ее помощью успешно реализуется индивидуализация процесса обучения в школах.

Своевременно проведённое психодиагностическое исследование служит фундаментом для разработки индивидуализированных мер психологической и педагогической коррекции поведения "трудных" подростков. Практические психологи используют приведенный выше психодиагностический инструмент при выявлении криминальных наклонностей, в наркологических центрах, в службе предупреждения суицидов, в масштабних исследованиях зон социальной напряженности, при изучении посттравматических состояний.

Опыт показывает, что описанная выше психодиагностическая модель исследования личности, опирающаяся на теорию ведущих тенденций и типологию индивидуально-личностных свойств, способствует сближению разных психологических школ, позволяя найти общие точки соприкосновения и взаимопонимания у психологов при использовании психологических тестов в разных сферах их применения.» [ 41].

Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между и философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей. Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализир ...

Помощь ребенку в преодолении указанных нарушений. Коррекция сосательных движений
Если у ребенка первых месяцев жизни (1—3 месяца) сосательный рефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваточкой, смоченной в теплом молоке, нежно погладить уголки рта ребенка, похлопать по середине его верхней губы, активизируя тем са ...

Проксемика: коммуникативное пространство человека. Правила проксемного поведения
Проксемика – это наука о пространстве коммуникации, или коммуникативном пространстве, это наука о том, как человек мыслит коммуникативное пространство, как его обживает и использует. Предметом проксемики является невербальная концептуализ ...