Состояние и задачи современной психологииСтраница 3
В настоящее время накопилась масса вопросов, которые вызывают острые дискуссии по вопросам, например - чему учить современного школьника? что и как отбирать из того большого потока информации, который накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.
Еще один парадокс на сегодня, если вопросы о различных личностных проблемах, проблемах во взаимоотношениях достаточно продолжительное время не измены по своей сути, то вот способы их решения, предлагаемые психологами, уже во многом не такие, как были даже лет 10 назад.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Этот немаловажный вопрос о формировании и воспитании личности поднят в Собчик Л. Н.[41], доктором психологических наук, ведущим научным сотрудником ГНСПСС им. Сербского, главным научным руководителем Института Прикладной Психологии, член-корреспондента Международной Академии информатизации при ООН, Научного редактора «Московского психологического журнала». А поскольку не так много времени прошло после распада Советского Союза, слой поколений воспитанных и воспитывающих по старым «дедовским» методам или кто как знает и умеет, то вопрос поднятый в Московском психологическом журнале для украинского пространства тоже очень актуален. «Какие направления в психологии ждут своего развития в ближайшем будущем? Трудно предсказывать, какие направления в психологии будут развиваться в ближайшие годы, но можно поговорить о том, что представляется крайне важным. Дети - то ли вопросительный знак поставить после этого слова, то ли восклицательный, то ли многоточие. Это - весьма болезненная проблема. И если в ближайшее время в социальной психологии, в психологии личности и в педагогической психологии не будут предприняты решительные шаги в этом направлении, то и эта ниша будет занята другими, более предприимчивыми "специалистами": торговцами детей, наркоторговцами и сутенерами, а правоохранительным органам добавится работа по борьбе с преступностью. В свое время, в 20-е годы в отечественной психологии весьма успешно разрабатывались дифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе и к детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности. А также большое внимание уделялось разным мерам социализации детского и подросткового контингента в связи с тем, что и в тот сложный исторический момент было много детей-сирот и десоциализированных подростков.
Правда, указом о злоупотреблении в педологии тестовыми методами (1936 год) эти работы были пресечены. Но в 1989 году этот указ был отменен, однако напуганные психологи в большинстве своем по-прежнему боятся использовать психодиагностику в своей практике и в научных разработках. Но без дифференциальной психологии, без тестов мы не сможем индивидуализировть образовательный и воспитательный процесс. В педагогике преобладает убежденность в том, что "норма" - это средний ребенок, без выраженного характера. Когда им рассказывают о чертах эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности или агрессивности, многие из них думают, что речь идет о патологических проявлениях, о феноменах психиатрического регистра. Образовательные институты мало занимаются воспитательной стороной развития ребенка, злоупотребляя императивными мерами воздействия. Душа ребенка, его интересы, потребность в любви и понимании не получают должного насыщения. Отторгнутые дети, не получившие ни в семье, ни в другом месте, теплоты и ласки, ожесточаются и уходят в полный опасностей мир, где (им кажется) они найдут свободу от окриков и принуждения, и все другое, чего им не достает в семье, в школе. Никто не занимается обучением взрослых искусству воспитания детей. А это - действительно искусство. Мало кто интуитивно или в силу своего интеллекта и развития умело справляется с родительскими обязанностями (слово-то какое - обязанность, а зачем тогда рожать детей, если это не в радость, а только обязанность?) Да, я забыла, дело ведь в другом: "Одно неосторожное движение - и ты отец", как сказал наш мудрый острослов Жванецкий. Т.е., "Так получилось, мы и не думали". В этом все концы и все начала. А дети, они ведь не виноваты! Мало простых, доходчивых книг на эту тему, написанных знающими опытными психологами. Коллеги-психологи, каждый, как сумеет - сделайте что-то в этом направлении, ведь существует зачем-то такая красивая фраза - "Дети - наше будущее!" И - что же там, в этом будущем, если это направление не получит должного развития в ближайшие годы? Страшно заглянуть.» [41 ].
Рекомендуем к прочтению:
Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом
возрасте
Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.[3] В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности орг ...
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высоко развитая опосредованная память.
8-9 баллов – высоко развитая опосредованная память.
4-7 баллов – среднеразвитая опосредованная память.
2-3 балла – низко развитая опосредованная память.
0-1 балл – слабо развита ...
Флегматический темперамент
Флегматический темперамент
присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот вам на встречу идёт толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него с ...