Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Модели стресса
Страница 5

Важно отметить, что, в целом, в отечественных работах, посвященных механизмам возникновения, регуляции и саморегуляции стресса (Л.Г. Дикая, 1999, 2003, Конопкин О.А., 1995, Моросанова В.И., Прохоров А.О., 2002, Сагиев P.P., 1992, Рождественский В.И., 1980, Осницкий А.К., 1995, 1998 и др.) выделяются следующие уровни исследований: психофизиологический, когнитивно-деятельностный, поведенческий, эмоцпонально-мотивационный. В рамках системно-деятельностной концепции саморегуляции психических состояний выделены стили саморегуляции, в частности, предопределяющие и регулирующие поведение человека в стрессогенных ситуациях (Л,Г. Дикая, В.И. Щедров. 1999, Л.Г.Дикая, 2003, В .И. Моросанова, 2001 и др.). В этих работах не исследуются способности субъекта, его личностные особенности, предшествующий опыт совладания со стрессом, знания, ценности, социальные навыки и т.п. Однако, на важность учета опыта преодоления жизненных трудностей указывает А.К. Осницкий (1998). «Помимо изменений в личностных ценностях и последствий стрессогенных переживаний [механизмы преодоления кризисной ситуации] определяются во многом опытом саморегулирования активности, опытом преодоления жизненных трудностей при решении разнообразных задач. Целесообразно обратиться к анализу опыта субъектной активности человека, анализу его личностной и деягелыюстной осознанной саморегуляции» [33].

5. Интегративная модель стресса. Отмечают, что каждая из выше рассмотренных моделей, признавая наличие таких компонентов, как событие-стрессор, восприятие и физиологическая реакция, придает особое значение роли лишь одной из этих составляющих тогда как для полного понимания феномена стресса важны все. В свою очередь, данные авторы предлагают интегративную_модель стресса. В нее входят; (А) внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); (В) оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и (С) стрессовая реакция.

(A)Процесс переживания стресса начинается с требований, предъявляемых к человеку. Источники требований могут находиться вне нас и проистекать из жизненных изменений. Например, замужество, смерть супруга, поступление в школу и т.п. Требования могут возникать из множества ролей, которые мы играем, как мать, отец, служащий, друг и т.п. Источник требований может заключаться в нас самих, когда мы побуждаем себя к каким-либо достижениям в различных областях жизни, хотим быть ответственными или контролировать свои эмоциональные реакции на события и т.п. Кроме того, определенные требования содержат в себе крайне угрожающий стимул, который сразу же ощущается человеком. Такого рода требования являются условными стимулами и автоматически запускают стрессовую реакцию. Данный условный стимул действует в обход сознательного оценивания и рефлевекторно приводит к стрессовой мобилизации организма.

Индивидуальные различия в реагировании на требования обусловлены не только отличиями в способах оценивания требований и ресурсов, но так же и индивидуально привычным стилем отношения к событиям и структурирования жизни. Примерами таких стилей, предполагающих некоторую склонность к стрессу, являются личности с поведенческим паттерном типа «А» и тревожно реагирующие личности.

(B)При адаптации к требованиям, человек обращается к своим ресурсам. Они выражаются в: (1) когнитивных навыках; (2) социальной поддержке для удовлетворения эмоциональных нужд; (3) здоровье, как гарантии высоких уровней энергии и выносливости; (4) предыдущем успехе в совладании со стрессорами; (5) оптимизме или ожидании, что все будет хорошо; (6) чувстве контроля над требованиями; (7) настойчивости, упорстве, состоящими из трех частей - обязательство, контроль, вызов; (8) самооценки; (9) жизненных навыках, таких как самоуверенность, настойчивость и родительские навыках. Относительная важность ресурсов зависит от природы требования. Например, при столкновении с финансовыми требованиями, финансовые ресурсы являются особенно важными. А потеря работы будет менее травматичной, если человек сможет получить поддержку от социального окружения — друзей, родственников [8].

Говоря о роли опенки требований и ресурсов, авторы подразумевают выделенные Р. Лазарусом процессы первичной и вторичной опенки [30]. Данные процессы необходимы в определении того, станет или нет предъявленное требование стрессором. Считается, что актуальные требования и ресурсы менее важны в запускании стрессовой реакции, чем восприятие требований и ресурсов [24].

(С) Реакция на стресс состоит из психологических, поведенческих и физиологических симптомов. Психологические симптомы включают: увеличение раздражительности, сужение восприятия, концентрации, дефицит внимания и тревожность. Поведенческие симптомы включают: избегающее поведение, тремор, нарушение плавности речи, нарушение сна. Множество физиологических симптомов готовят организм человека к критическим обстоятельствам. Этот этап мобилизации организма соответствует первой фазе Общего Адаптационного Синдрома по Г. Селье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Основные теории лидерства
Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Те ...

Методические основы экспериментальной работы. Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Составлени ...

Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности. Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования. Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельно ...