Модели стрессаСтраница 6
Кроме того, в рамках ингегративной модели стресса, (1986) говорят также о стратегиях совладания со стрессом. Они обычно запускаются, когда имеет место стрессовая реакция. «Эти стратегии обращаются к нашей модели совладания, в данном случае «боевое (непосредственное) совладение» (combative coping), когда мы уже столкнулись со стрессором и должны с ним взаимодействовать. Другая же стратегия совладания обращается к нашей модели превентивного совладания» (preventive coping)» [24]. Целью нашей работы является исследование индивидуальных ресурсов совладания со стрессом. Хотя эти ресурсы напрямую обеспечивают возможность реализации стратегии превентивного совладания со стрессом, детальное исследование данной стратегии лежит за пределами нашего исследования.
Таким образом, нами были рассмотрены три модели формирования стресса: стимульные, ответной реакции и трансактные. Главный акцент в стимульных моделях стресса приходится на изучение стресс-факторов. Модели ответной реакции подчеркивают важность физиологической мобилизации организма при столкновении со стрессорами. В трансактных моделях стресс рассматривается как взаимодействие между личностью и средой. Эта категория позволяет объединить не только модели, где на первый план выводится процесс когнитивной оценки требований текущей ситуации и возможности справиться с ними, но и динамические и ресурсные модели психологического стресса, в которых учитываются так же личностные особенности индивида и его психологические ресурсы.
Особо нами была выделена интегративная модель стресса, в которой обобщены: действующие стресс-факторы (внешние и внутренние), процессы когнитивной оценки требований ситуации и возможности совладания с ней, широкий спектр индивидуальных психологических ресурсов, поведенческая, психологическая и физиологическая составляющая стрессовой реакции, стратегии совладания. Кроме того, в данной модели стресса важная роль отводится несоответствию между требованиями, предъявляемыми человеку, и его неумением воспользоваться его ресурсами для совладания со стрессом. Авторы вводят понятие «превентивного совладания», которое состоит из способов предупреждения восприятия требований как стрессирующих и способов увеличения сопротивляемости воздействиям стресса.
Эта модель, по нашему мнению, является наиболее полной и имеет важное теоретическое и практическое значение в изучении стресса, который испытывает не организм, а личность. Это особенно важно для работы психолога в практике (психотерапевта, школьного психолога и т.д.). В отличие от стимульных, трансактных моделей стресса, а также моделей ответной реакции, интегративная модель стресса позволяет учитывать достаточно большое число внешних и внутренних факторов, запускающих и оказывающих влияние на протекание и конечный результат стрессового процесса. Кроме того, интегративная модель стресса дает возможность выявлять и развивать психологические ресурсы человека, обучать его способам обращения с этими ресурсами и конкретным способам совладания со стрессом. В нашем исследовании мы будем придерживаться интегративной модели стресса, которая позволяет объяснить взаимодействие ресурсов совладания со стрессом, профессиональные требования к комплексам ресурсов, ситуационную обусловленность комплексов ресурсов.
Рекомендуем к прочтению:
Основные составляющие. Параметры звучания
Параметры звучания (primary qualities) – это неупорядоченные в систему основные составляющие (признаки и их комбинации) человеческой речи и неречевых звуков, выполняющих коммуникативную или эмотивную функцию.
К параметрам звучания относя ...
Методические основы экспериментальной работы. Диагностическая
программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Составлени ...
Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе
Философские идеи достаточно ярко демонстрируют интерес древних мыслителей к самым разным аспектам, как проблемы конфликта, так и проблемы толерантности. Эти идеи своими корнями уходят в эпоху Античности, которая, можно сказать, их «предчу ...