Литературный обзор. Проблема способностей в психологииСтраница 2
«Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми понимаются анатомо-физиологические и функциональные особенности нервно-мозгового аппарата человека.
С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Эти понятия взаимообусловлены: с одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей.
Способность формируется в процессе деятельности. С. Л. Рубинштейн считает, «способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и труду. Означая способность к труду и обучению, способности человека в обучении и труде формируются». [50]
Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляют способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. [50]
Существенным показателем развития способностей является темп, легкость усвоения, быстрота продвижения и широта переноса. Об особенно больших достижениях свидетельствует умение добиться больших достижений при внешне трудных условиях. [50]
В своих работах по проблемам способностей А. Н. Леонтьев ведущую роль в развитии способностей человека отдает воспитанию и социальным условиям, природная сторона способностей имеет меньшее значение.
Основная идея А. Н. Леонтьева заключается в том, что все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. А. Н. Леонтьев пишет, что «главная особенность рассматриваемого нами процесса усвоения или овладения состоит в том, что он создает у человека новые способности, новые психические функции» [7]
Перевод достижений общественного развития в свои способности осуществляется в процессе общения. «В этом процессе ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания». [7]
Говоря о роли задатков индивида, А.Н. Леонтьев отмечает, что она выражается в основном в специальных, «главным образом динамических, чертах его деятельности; таково, например, влияние врожденных типов высшей нервной деятельности». [7]
А. Н. Леонтьев различает у человека два вида способностей: природные, или естественные, в основе своей биологические, и способности специфически человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение. Под способностями первого рода А. Н. Леонтьев понимает такие способности, как способность быстро образовывать и дифференцировать условные связи, или противостоять воздействиям отрицательных раздражителей. К способностям второго рода относятся способности речевые, музыкальные, конструкторские и т.п. [34]
Попытка рассмотреть способности в широком личностном плане характеризует работы ленинградских психологов - Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев. Среди указанных психологов в первую очередь следует отметить работы Б. Г. Ананьева.
Развивая проблему способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает не только роль собственно психологического аспекта в них, не только реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта, но и связь способностей с личностью как психологическим образованием. Способность - это не простое накопление знаний, это проявление творческого развития ума.
Б. Г. Ананьев считает, что образование способностей связано с развитием высших психических функций. Развитие способностей связано с развитием всей личности, ее характера. Способности формируются в деятельности индивида, в процессе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей, и на характере человека. Разбирая вопрос о роли задатков в развитии способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает, что в процессе деятельности задатки превращаются в способности. [6]
А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев рассматривают способности как «ансамбль свойств», которые необходимы для успешного осуществления какой-либо деятельности, включая в них систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности. Данные авторы, по мнению В.А. Крутецкого «склонны придавать большое значение природной стороне, естественным предпосылкам развития способностей. Под задатками они понимают психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживаются в самой ранней фазе овладения той или иной деятельностью». [27]
Рекомендуем к прочтению:
Демонстративный тип
Этому типу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости мане ...
Выводы по уровням развития.
10 баллов –
хорошая развитая по объему кратковременная память.
8 баллов –
среднеразвитая по объёму кратковременная память.
4 балла –
не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.
2 балла –
низкий уровень кратковре ...
Выводы
1. Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъек ...