Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Литературный обзор. Проблема способностей в психологии
Страница 3

К. К. Платонов связывает способности со структурой личности, которая состоит из четырех подструктур. Наряду с этими четырьмя подструктурами К. К. Платонов указывает еще на два общих качества личности: характер и способности. Эти два общих качества личности являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. «Способности – это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможности личности более или менее качественно выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней». [44]

В. А. Крутецкий считает проблему способностей проблемой индивидуальных различий. «Когда говорят о способностях, то предполагают наличие тех или иных индивидуальных различий между людьми в этом отношении». Способности не есть нечто раз и навсегда предопределенное, они развиваются в течение жизни, в деятельности. [27]

В. А Крутецкий подчеркивает, что при определении способностей следует исходить из психических процессов. «Способности - это в том числе и индивидуальные особенности психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и т.д.». В качестве компонентов способностей следует выделять и более сложные индивидуально-психологические особенности, включающие эмоционально-волевые моменты, личностное отношение. [27]

Ю. Б. Гиппенрейтер под способностями понимает « индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению». [17]

Природными предпосылками способностей являются задатки. Ю. Б. Гиппенрейтер предполагает, что задатки, возможно, состоят из некоторых свойств нервной системы: степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур; какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития.

Становление и развитие способностей, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация, которая обеспечивает интенсивную и в тоже время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей. [17]

А. Л. Готсдинер понимает способности как «одну из форм активной саморегуляции, при которой индивид приспосабливает свои родовые свойства к воздействиям внешнего мира и требованиям деятельности». [18] При длительно повторяющемся взаимодействии внешних воздействий с внутренними родовыми свойствами и адаптационными процессами формируется устойчивая психофизиологическая система и вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Объединяясь с интеллектуальными, эмоциональными, мнемическими, координационно-регулятивными процессами и многократно повторяясь, они формируются в способности. [18]

В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта, либо приобретенные навыки и умения. [47]

В отечественной и западной психологической литературе способностям посвящен ряд работ: В. С. Юркевич, Е. А. Климов, В. И. Кириенко, Л. И. Уманский, Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, П. М. Якобсон, М. Г. Давлетшин, В. Д. Шадриков, Д. Н. Завалишина, К. М. Гуревич, А. Л. Готсдинер, Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн, Л. А. Венгер, Г.И. Богин, З. Новак, В. Э. Чудновский, И. С. Якиманская, В. Н. Дружинин, Ю. А. Самарин, В.С. Мерлин, К.С. Точилов, Е. Ф. Рыбалко, А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин, Л. И. Анцыферова, Д. А. Норман, К. А. Хеллер, К. Перлет, С. П. Кудрявцева, В. П. Ягункова и другие.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и продуктивный. Для первого уровня развития способностей характерно высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, для второго уровня – создание нового, оригинального. Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает в свою очередь репродуктивную.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Методика. Тест Аизенка.
Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три для оценки степени развитости у него специальных сп ...

Изучение эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
Проективная методика «Кактус» Цель-изучение эмоциональной сферы, наличие тревожности, ее направленность, интенсивность и т. д. Возраст от трех лет и до взрослого человека. Материал: альбомный лист, простой карандаш. Инструкция: на ли ...

Физическая и психологическая дистанции
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в места ...