Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Процесс формирования личности подростка и особенности его развития
Страница 2

Материалы » Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению » Процесс формирования личности подростка и особенности его развития

Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в подростковом возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т.е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков.

Развитие формально-логического мышления подростков проявляется в том, что может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения в вербальном, идеальном, плане. Ж.Пиаже установил, что в возрасте от 11 до 15 лет происходит последняя фундаментальная децентрализация, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления. У подростка появляется способность абстрагировать понятия от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.

Не менее значимым является становление рефлексии, умение осознавать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния.

Творческая деятельность подростка приводит к какому-то результату, он часто получает удовольствие от самого процесса фантазирования. Креативность, творчество, так же как и рефлексия, непосредственно связанны с развитием личности, с появляющимися и все более осознанным стремлением к самоактуализации.

Для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12-13 лет [38].

По сравнению с младшими подростками, у старших подростков и у юношей намного сильнее развита способность к взаимному пониманию. Это помогает выстраивать контакты с окружающими, завязывать новые знакомства. Лучшее понимание себя помогает подросткам понять и других, повышает эмпатию, сознание чужих проблем и личностных особенностей. Того же эмоционального отклика ждут и от приятелей. Предполагается, что друзья сейчас должны быть лояльными и заслуживающими доверия, хранить секреты и помогать в трудных ситуациях, не предавать в беде. Подростки понимают, что люди могут иметь много друзей, но значение и глубина этих отношений различна и может изменяться со временем.

При этом необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может дать ей подростков и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержание деятельности неформальных групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них более ценную информацию, следуя образцам, подростки формируют неправильность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с не успешностью детей в просоциальных формах деятельности – учебе, общении с близкими взрослыми и педагогами. Естественно, что все эти трудности появляются не в подростковом периоде, но значительно раньше, однако в это время они становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции.

Не менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой форме сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная причина с противоречивостью позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается в любви и заботе родителей, в их совете, с другой – испытывается сильное желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростка характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и, одновременно, зависимость от их мнения. На отношения родителей и подростков влияют несколько факторов. Это, прежде всего, стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребенком.

Отсутствие контроля может стать причиной проблем с успеваемостью, в отношениях с учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и в компании с асоциальной направленностью, могут заместить и родителей, и педагогов.

Общение влияет не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков. В данной сфере происходят, пожалуй, самые значительные изменения в этом возрасте. Формирование «Я - концепции» - это результат рефлексии, самопознания, а также появление образа другого, в качестве которого чаще всего выступает ровесник. Идентификация со сверстниками представляет собой определенный этап формирования «образа – Я» подростка [37].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Эмотивный тип
Имея выраженную акцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в ...

Факторы, влияющие на прочность и удовлетворенность браком
Супружеское удовлетворение браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей. В социологической науке су ...

Рефлекторная теория психики
Понятие рефлекса (по латыни — отражение) в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды, на тот момент, были еще наивны и противоречивы, В начале прошлого века физиология достаточно изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга со ...