Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей
Страница 1

Материалы » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей

В психологической литературе можно встретить несколько определений понятия «одаренность»:

1. качественное своеобразие сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Теплов);

2. общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

3. умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

4. совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

5. талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. [26]

К первым исследованиям одаренности можно отнести работы Ф. Гальтона, занимающегося изучением интеллектуальной одаренности. Интеллектуальная одаренность при этом оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта. На таких же позициях стоял Л. Тернер, изучавший различия между детьми с высоким и низким коэффициентом интеллекта. Вплоть до середины нашего столетия одаренность отождествлялась с интеллектом и измерялась с помощью коэффициента интеллекта.

Со временем, однако, стало ясно, что одаренность отличается от интеллекта. Так, Е. П. Торранс отмечал: «Если бы определяли детей как одаренных на основе тестов на интеллект, мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих. Это процентное соотношение верно независимо от того, каким измерением интеллекта мы пользуемся, и какой образовательный уровень мы исследуем – от детского сада до средней школы». [69]

Этого же мнения придерживаются отечественные психологи. Так, Н. Д. Левитов указывает: «Говоря об одаренности, всегда мы имеем в виду сочетание способностей, однако этим термином подчеркивается еще их творческий характер. Если человек точно и быстро выполняет работу, не проявляя при этом никакого творчества, едва ли можно назвать его одаренным. Одаренные дети, как и взрослые, отличаются тем, что проявляют способность к творческой деятельности». [31]

В отечественной психологической науке, как уже было отмечено выше, проблема одаренности рассматривалась в связи с проблемой одаренности. Это работы Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и других отечественных психологов.

Часто слова «одаренный» и «талантливый» употребляют как синонимы. При совместном употреблении термины «одаренный» и «талантливый» выступают как род и вид. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым. Некоторым одаренным детям еще предстоит достичь уровня талантливости, но не всем это удается. [16]

В. Э. Чуднов и В.С. Юркевич подчеркивают, что «понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики, не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность». [58]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Нетрадиционный психоанализ
В психологии появилось новое научное направление, которое называется нетрадиционный психоанализ. Представитель данного направления Скорбатюк О.[38] утверждает, что нашли ответ на вопрос: «Что такое душа человека? Где она находится? Из чег ...

Ребенок с детским церебральным параличом в семье
С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни. Первый шок от известия, что ребенок родился больным, может быть не таким тяжелым, если это известие преподнесено правильно и сочувственно ...

Практическая значимость данной работы.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных данных и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми различного возраста и повышения продуктивности ...