Методы математико-статитистической проверки полученных данных
Для проверки значимости полученных данных, воспользуемся методом статистического анализа экспериментальных данных, а именно критерием χ2.(Р.С. Немов, том 3., стр. 572)
Используем метод дисперсионного анализа повторных измерений.
Для сравнения будем брать показатель общей агрессивности – до и после эксперимента.
Полученные данные (использована компьютерная программа «БИОСТАТ»)
χ2 = 9,72
Если сравнить полученный результат с граничными (критическими) значениями χ2 – критерия, соответствующие разным вероятностям допустимой ошибка и разным степеням свободы
В нашем случае значение числа степеней свободы 2 выясняем степень значимости образовавшихся различий до и после эксперимента. Полученное значение критерия больше 9,21 (табличное значение) при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,01.
Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли после проведения тренинга, экспериментально подтвердились.
Рекомендуем к прочтению:
Проблемы вступления в повторный брак
В России, по мнению А. Синельникова, основная причина «вторичного безбрачия» в том, что очень мало повторных браков. Женщин вступает в повторный брак менее одной трети, мужчин – меньше половины. Исследования показывают, что вторично вступ ...
Понятие и содержание самоотношения
В психологии существуют два противоположных подхода к объяснению самоотношения. В первом его рассматривают как одномерное, во-вторых, как сложноструктурированное психическое образование. Вопрос о строении самоотношения в первом случае не ...
Причины конфликтов родителей и подростков
Подростки в конфликте:
§ кризис переходного возраста;
§ стремление к самостоятельности и самоопределению;
§ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье ...