Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в
Страница 4

Материалы » Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в

Мышление дает новые знания посредством переработки данных ощущения и восприятия, а также памяти. Мышление, благодаря своим свойствам: обобщенности, анализу и синтезу, позволяет выделять в различных объектах познания общие и существенные специфические признаки. Признаки – это свойства предметов. Существенными признаками мы называем такие, без которых предмет перестает быть самим собой. Понять предмет – это выделить его существенные признаки. Поэтому категория, в которой выражены общие и существенные признаки объектов, называется понятием. Выделяя в понятиях общие и существенные признаки объектов, называется понятием. Выделяя в понятиях общие и существенные признаки предметов, распространяя их на весь класс сходных предметов (обобщая), мы учимся понимать связи между предметами реального мира, законы взаимодействия их друг с другом [14]. www.macro-econom.ru

В психологии особенно распространенным является деление понятия «мышление» на следующие три вида: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое [41].

Наглядно-действенным

, или практическим, называется такой вид мышления, который направлен на решение задач в конкретной форме, а сам мыслительный процесс непосредственно включен в деятельность. Наглядно-действенное мышление возникает, когда ребенок встречается с новыми условиями и новыми способами решения практической задачи. С ними ребенок сталкивается на протяжении детства – в бытовой и игровой ситуации (особенно этот вид мышления находит отражение в сюжетно-ролевой и дидактической игре), где ребенок действует с предметами и их конкретно-вещественными заместителями. Особенностью является то, что способом преобразования служит практическое действие, осуществляемое методом проб. Он основан на отбрасывании неверных вариантов действия и фиксации верных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции. При решении задач происходит «открытие свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые внутренние свойства предметов». У ребенка развивается умение получать новые сведения практических преобразований, связанных с развитием наглядно-действенного мышления [13].

Начиная с раннего детства, ребенок не только замечает имеющиеся связи между предметами, но начинает самостоятельно устанавливать новые, учитывая их в своих действиях. Уже на уровне наглядно-действенного мышления возникают простейшие формы всякого мышления – отвлеченность и обобщенность. В орудии ребенок выделяет те признаки, которые важны для употребления, остальные отодвигаются на задний план. Так, ребенок, научившись действовать палкой, начинает использовать линейку, зонтик. Затем знакомое орудие он начинает использовать в своих ситуациях для решения задач. Обобщение закрепляется в словах. В наглядно-действенном мышлении принимают участие образы, которые представляют, каким может быть результат действия. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к образным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Он осмысливает в уме действия и результат. Возникает наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление –

это такой вид мышления, в котором решение задач происходит с опорой на имеющиеся в сознании человека образы. Эта форма мышления находится в стадии становления в старшем дошкольном возрасте. На этой стадии преобразование ситуации происходит в идеальном, образном плане без участия практических действий. Очень важно знать, что образные преобразования ситуации могут возникнуть на определенном уровне развития ориентировочной деятельности ребенка, и этот уровень готовится внутри наглядно-действенного мышления, возникает на его основе, способность к оперированию образами «в уме» возникает, и развивается в процессе взаимодействия линий психического развития: предметных действий, действий замещения, речи, подражания, игровых действий. Образы могут отличаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Мыслительная деятельность выступает как оперирование образами [26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Оценка результатов.
10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам. Аналогическое количество баллов-10 –получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц. 8 баллов – оценивается объ ...

Предпосылки формирования личности серийного убийцы
Можно рассматривать отчуждение личности как психологическую предпосылку преступного поведения. Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психо ...

Гипертимический тип
Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке. Однако он ...