Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Искусство общения как основа коммуникативной культуры
Страница 4

В педагогической работе нарушение такта в общении приводит к крайне нежелательным последствиям - скрытым или открытым конфликтам, падению авторитета педагогического работника. Поведение, не соответствующее ролевым ожиданиям, приводит к межличностным конфликтам, что в свою очередь отрицательно сказывается на психологическом климате коллектива.

Под групповым конфликтом понимается столкновение различных тенденций в межличностных отношениях, связанных с выраженными отрицательными состояниями его участников. В субъективном плане любой конфликт оценивается человеком отрицательно, так как при этом возникает психологическое напряжение (стрессовое состояние), которое при длительном протекании с неизвестным результатом отрицательно влияет не только на жизнедеятельность организма, но и характер личности.

Вместе с тем, каждый педагог должен знать, что в объективном плане конфликт как разновидность проявления противоречий является источником развития. В основе этих противоречий могут быть предметно-деловые разногласия, способствующие активизации совместной деятельности, решению общественных задач, сближению точек зрения.

Во взглядах ученых на проблему конфликтов порой проявляются две противоположные линии: в одних случаях проявляются обоснования концепции конфликтов как неизбежного проявления групповой жизни, в других - считают, что с помощью психологических средств возможно полное устранение конфликтных ситуаций путем оптимизации межличностных отношений и повышения психологической грамотности.

"Существуют различные способы снятия психического напряжения: принесение извинений и обращение с просьбой о прощении; переключение одного или обоих субъектов конфликта на другие виды деятельности; предоставление каждому из них возможностей для подробного объяснения своей позиции и своих взглядов на предмет конфликта, а также права на свою особую точку зрения; демонстрация симпатии субъектам конфликта, готовности проявить к ним внимание и оказать поддержку" [135].

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, признание достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный анализ и др. [139]. Грамотное разрешение конфликтов - одно из условий создания нормальной психологической атмосферы.

Наши исследования выявили, что при высоком авторитете руководителя коллектива резко снижается количество конфликтных ситуаций, как по вертикали, так и по горизонтали. В этом, несомненно, сказывается так называемый "эффект ореола" [171], порождаемый престижностью руководителя. "Престиж - это мера того, насколько подчиненные (или сотрудники) признают превосходство руководителя в его способностях, знаниях и умениях" [123]. В ходе исследований выявилось, что психологическая грамотность руководителя позволяет во многих случаях избежать перерастания противоречий в острый, а иногда и в длительный конфликт.

Оказалось, что в конфликтных ситуациях решающее значение имеет не сам факт разногласия, а скорее характер общения и способы разрешения возникших противоречий. Основываясь на изучении опыта лучших руководителей педагогических, студенческих коллективов, можно с уверенностью сказать, что при разрешении конфликтов решающее значение имеют переговоры с конфликтующими сторонами или оппонентами.

Законы психологии диктуют условия ведения переговоров, и они должны быть динамичными, не затянувшимися. Это правило, к сожалению, очень часто нарушается, так как напряженность переговоров не всегда позволяет реально оценивать течение времени. Вследствие этого, возникает состояние психологической утомленности, определяющее временно безразличие к результатам беседы. Не следует огорчаться, если в первый раз беседа не привела к окончательному устранению противоречий. Важно, чтобы собеседники ушли с чувством готовности к дальнейшим контактам. Вот почему переговоры должны заканчиваться на позитивной ноте. При подведении итогов руководитель должен подчеркнуть полезность такой беседы и выразить уверенность в том, что ее результаты приблизили ситуацию к разрешению конфликта. С психологической точки зрения этот прием влияет на формирование позитивных установок по отношению к будущим переговорам, исключает пессимизм и неверие в возможность стабилизации отношений.

Таким образом, предварительный анализ конфликтной ситуации, обдуманное поведение во время переговоров с учетом индивидуально-психологических особенностей собеседников является одним из важных средств разрешения постоянно возникающих противоречий и совершенствования социально-психологических отношений в трудовом коллективе. По мнению английских управленцев М. Вудкока и Д. Френсиса [54], эффективное разрешение конфликтов связано с умением руководителей убеждать людей, находить единственно верные аргументы, строго соблюдать единство слова и дела.

Руководитель и члены коллектива в целом должны чувствовать, как следует передать информацию, если ее смысл и без того сильно воздействует на эмоциональную сферу человека, то есть воспитанные люди должны обладать рефлексией, искусством педагогического общения [123].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению
Б. Сегал выделяет следующие психологические особенности личности с аддиктивными формами поведения: 1. Снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций. 2. Скрытый комплекс неполноц ...

Социальные факторы наркотизации
Формирование личности подростка не происходит изолированно от общества, и во многом зависит от его особенностей, поэтому рассматривать проблему наркомании в отрыве от социально-культурного контекста было бы неверно. В нашей стране кризис ...

Теоретический анализ проблемы личностного развития в родительстве
Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и ...