Искусство общения как основа коммуникативной
культурыСтраница 6
• Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
• Старайся говорить правильно, не допуская грубых речевых ошибок.
• В споре все равны и никто не поучает.
• Излагай позицию откровенно. Умолчание о чем-либо вызывает оживление оппозиции. Больше искренности и не скупись на чувства. Демонстрируй свою личную убежденность. Посеешь скрытость - пожнешь недоверие.
• Показывай пользу твоих предложений не вообще, а конкретно, вплоть до деталей.
• Чем дольше ты говоришь, тем меньше остается терпения у слушателей, и в итоге рассеивается их внимание.
• Веди мысль по трем ступеням: в начале дай определение понятию (дефиниция), далее сравни предмет с чем-либо известным (идентификация), а после приводи аргументы. Этим ты обеспечишь доступность своей аргументации и логичность изложения.
• Избегай неуместных острот, личных выпадов в адрес оппонента, пренебрежительного тона всего того, что может свидетельствовать о твоем неуважительном отношении к участникам полемики.
• Если видишь ошибочность своего мнения, имей мужество признать правоту своего противника.
• Заканчивая свое выступление, подведи итоги, кратко сформулируй выводы.
Из сказанного не трудно сделать вывод, что искусство делового общения имеет большое значение для продуктивности труда любого педагогического работника. В общении, как в фокусе, отражается культурный уровень и интеллект человека. Закономерное повышение роли "человеческого фактора", овладение социально-психологическими методами управления людьми вынуждает усилить внимание к развитию у преподавателя коммуникативных способностей и, прежде всего, умения установить контакты с людьми. Процессы установления и поддержания контакта составляют рамку общения, являются его универсальным компонентом.
В психологии общения различают взаимодействие людей в процессе совместной деятельности, их общения между собой, обеспечивающее это взаимодействие, наконец, контакты, в которые люди вступают независимо от содержания и функций общения. Педагог должен уметь войти в разговор, выйти из разговора, поддерживать определенный, так называемый, уровень интимности.
Умение обеспечить контакт, как уже было показано, достаточно сложно по своей структуре. Мы выделяли содержательные умения, т.е. понимание педагогом, когда и в каком направлении следует проявить коммуникативную активность. Но есть и другой круг таких умений - способность адекватно выразить это намерение (или, как еще его называют, коммуникативную интенцию) при помощи речи, жестов, мимики.
Часто, говоря о контакте, имеют в виду только одну сторону дела: как человек вступает в общение и как он поддерживает установленный контакт. В действительности все гораздо сложнее, можно вычленить следующие основные функции контакта в общении: включение собеседника в общение, установление уровня интимности, реконструкция достигнутого в предшествовавших актах общения уровня интимности, повышение уровня интимности (сознательная "интимизация" общения), перемена характера общения (от формального к неформальному и наоборот), обеспечение своего лидерства от одного собеседника к другому, выход из общения и т.п. Конечно, не все эти функции одинаково актуальны для социально-ориентированного вида общения, свойственного педагогическому работнику. Но все же большая часть в этом общении присутствует.
И все же центральное место в публичной коммуникации занимают умения реализовать план общения. Эти умения включают следующие компоненты:
1. Выбор и последовательное соблюдение определенного стилистического регистра. Один и тот же лектор в различных аудиториях, выступая на различные и даже на одну и ту же тему, то академичен, подчеркнуто следует нормам официально-делового или научного стиля, то допускает элементы разговорности, ведет как бы непринужденную беседу со слушателями. Умение в том и заключается, чтобы найти нужный в данном случае регистр, в наибольшей степени обеспечивающий эффективность воздействия.
2. Полное и дифференцированное использование необходимых языковых средств - лексических, грамматических, фонетических и др. Полное - есть привлечение максимума таких средств, предоставляемых языком. Дифференцированное - есть выбор среди них тех, которые наилучшим образом выражают мысль и настроение лектора и наиболее эффективны в данной аудитории.
3. Сознательное и целенаправленное применение паралингвистических и других невербальных средств (громкость речи, логическое ударение, интонация, паузы, мимика, жесты и т.д.).
4. "Технические" навыки фонации, то есть умение владеть своим голосом.
Успех публичной коммуникации зависит, наконец, от социально-психологических умений. Эти умения обеспечивают способность создавать и поддерживать в глазах аудитории такой свой образ, который наиболее выгоден с точки зрения эффективности педагогического воздействия. В социальной психологии это называется самоподачей.
Рекомендуем к прочтению:
Проксемика
У русских, как и у других национальностей, расстояние, при котором совершается коммуникативный акт, так же зависит от стиля отношений, ситуации, социальных, возрастных и половых различий. Рассматривая невербальное общение русских с точки ...
Исследование по определению факторов удовлетворенности работой
Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:
1) успешность выполнения работы;
2) установление хороших отношений с коллегами;
3) получение самоудовлетворения от работы.
Инструкци ...
Введение.
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти ...