Сущность и структура коммуникативной культуры в
психолого-педагогических исследованияхСтраница 3
Б.С. Ерасов выделяет следующие функции культуры:
1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;
2) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;
3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
4) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
5) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами;
6) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведённой для неё сфере [69, 70].
Таким образом, исходя из всех трёх подходов к определению культуры, а именно, аксиологического, деятельностного и личностного, опираясь на её функции, выделим те составляющие культуры, которые необходимы нам для определения понятия "коммуникативная культура" преподавателя:
1. Духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы.
2. Знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности, куда входит и коммуникативная деятельность.
3. Личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе и другому.
Все три аспекта культуры отражаются в профессиональной подготовке, профессиональной деятельности и профессиональном развитии человека. Охарактеризуем каждый аспект культуры применительно к педагогическому труду.
Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения определённых смыслов и построенных на их основе способов поведения. Человек, находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает ценность. Ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные [30]. Ценности бывают витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические [70]. Н.Д. Никандров анализирует нравственные и образовательные ценности в воспитательных системах Востока и Запада, даёт характеристику общечеловеческим ценностям в их современной Е.В. Бондаревская в основу личностных ценностей человека кладёт "ценностную лестницу потребностей" А. Маслоу, а также три основных класса универсалий В. Франкла: ценности творчества (в том числе и труда), ценности переживаний (прежде всего, любви), ценности отношений (в первую очередь, педагогических) [29].
н. Считаем, что для понимания сущности коммуникативной культуры преподавателя наибольшую важность имеют эти три вида ценностей, ценности нравственные, ценности, определяемые потребностями и ценности переживаний, которые зиждутся на идеалах добра, любви к человеку, творческого отношения к труду.
2. Основной характеристикой любого, в том числе и педагогического, труда является профессиональная компетентность субъекта деятельности. Под педагогической компетентностью Л.М. Митина понимает "знания, мнения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения".
Рекомендуем к прочтению:
Как происходит социализация
Социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нет ...
Профессиограмма
Профессиограмма – это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).
Докумен ...
Теоретический анализ проблемы личностного развития
в родительстве
Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и ...