Введение
Важнейшим образующим основанием возникновения и укоренения человеческого бытия в бытии выступает феномен отношение.
Широко обсуждаемый в философии (Аристотель, Платон, Сократ, И. Кант, Мамардашвили М. К., Михайлов Ф. Т., Дубровницкий О. Г.), в психологической (В. Н. Мясищев, И.О. Кон, Н.Н. Обозов , Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, А. Ф. Лазурский, Ж. П. Ж, П. Сартр, Асмолов А. Г.), социальной (Сайко Э.В. Андреева Г. М., Рождественская Н. А., Коломинский Я. Л., Петровская Л. А., Сухов А. Н., Дергач А. А.) , исторической (Библер В. С., Неретина С. С., Берман Г. Д.) , юридической сферах научных знаний этот феномен остается, однако, еще далеко не раскрытым во всей глубине его содержательной, функциональной и субстанциальной сущности. Это не случайно и связывается не только со сложностью (многоуровневостью, многохарактерностью и т.д.) его представленности в человеческом бытии, но и с трудностью познания сущности феномена отношения в рамках осуществляемых подходов.(25) Это проявляется в явной, выраженной, преобладающей направленности на познание феномена отношение как формы проявления жизнедеятельности человека, его связей с действительностью, взаимодействии с ней и в ней. И в этом плане отношение выступает как видовое свойство человека (В. Н. Мясищев) (12. С. 51).
Прошедшее столетие было отмечено повышением интереса ученых к проблеме отношений «личность — социум», «личность — личность», «я — другие», «я — я». К числу основных причин актуализации этой проблемы относятся соответствующие изменения, которые произошли в современном обществе и, прежде всего, в характере организации самих отношений. (Е. Б. Старовойтенко, 28)
Н. А. Бердяев писал, что бытие человека в мире раскрывается «субъективно», а не «объективно». Отношение «Я» к миру двоякое. С одной стороны, это переживание одиночества, чуждости миру, переживание своего прихода в этот мир из совсем иного мира. С другой стороны, «Я» раскрывает свою историю мира как собственный глубинный слой. Все со «мной» происходит, все есть «моя судьба» (1).
Изучая человека с позиции его отношений, мы не можем оторваться от его содержательных связей с окружающей предметной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объекта. Психология отношений может быть только содержательной психологией.(12)
Отношения человека являются основными элементами, из которых «складывается» личность. Основным же объектом отношений человека является другой человек и общество. Отношение к людям в отличие от отношения к предметам имеют взаимный характер, это не отношение субъекта к объекту, но взаимоотношение субъектов. ( 13)
Отношение к другому в юношеском возрасте имеют большое значение. Это отношение возникает как в процессе учебной деятельности, так и в процессе общения. Формируется эмоциональное содержание отношения, такие как любовь , дружба, неприязнь, вражда, благодаря которым развивается и социализируется личность. Варианты переживаний этих отношений огромны. В юношеском возрасте формируются отношения с другими людьми, которые дают основу отношениям в других возрастных периодах
Именно в отношениях осуществляется рост и развитие человека, его внутреннего мира, его истории и судьбы.
Проблема отношения к другому подробно исследовалась в рамках отечественной психологии общения и социальной психологии (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман: М С.Каган, И.С Кон, М.И Лисина, А.А Леонтьев, Б.Ф Ломов, В.Н. Мясищев., Н.Н.Обозов., А В.Петровский и многие другие), но отношения к другому в юношеском возрасте мало изучены, а также не изучены особенности проявления этих отношений, что и явилось целью нашего исследования.
Цель: изучение особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.
Объект исследования: юношеский возраст.
Предмет исследования: отношение к другому в юношеском возрасте.
Гипотеза: отношение к другому в юношеском возрасте имеет свои особенности.
Методы исследования:
Задачи:
1.Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме.
2.Определение уровня отношения к другому в юношеском возрасте.
3.Выявление особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.
Рекомендуем к прочтению:
Краткая история развития представлений о человеке.
Вопрос о природе человека , о его происхождении и назначении представляет собой одну из основных философских проблем. Он был поставлен уже в античной философии. Античная философия рассматривает человека как часть природы – космоса, как ми ...
Стадии процесса социализации
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации скла ...
Меланхолический темперамент
Меланхолический темперамент.
Меланхолика отличают стеснительность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную то пробирается вдоль стен. Самую простую веешь, эти люди ...