Феномен понятия «конфликт» в педагогической
литературеСтраница 1
Конфликт по словарю С.И. Ожегова[13, с.252] - столкновение, серьезное разногласие, спор. «Советский энциклопедический словарь» [14,с.567] это же понятие определяет почти так же, т. е. как столкновение сторон, мнений, сил. В «Философском энциклопедическом словаре» [12,с.545] понятия «конфликт» не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент - «противоречие» - определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений. Термин «конфликт» применяется лишь для обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов, противоречий.
«Социологический словарь» [11,с.328] определяет понятие социального конфликта как «открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами - нациями». В «Кратком политическом словаре» [15,с.192] определение конфликта в буквальном словесном сочетании повторяет то, что указано выше.
Конфликт определяется как «способ взаимодействия сложных систем». Он может служить фактором разъединения и объединения конфликтующих сторон. Конфликты двух систем могут приводить к образованию надсистемы, которая представляет собою новую целостность. В управлении системами, вступающими в конфликт, существенное значение имеет дефицит информированности конфликтующих о состоянии друг друга. Приведу еще несколько формулировок понятия «конфликт»:
1. Конфликт - главный имманентный фактор прогресса.
2. Возрастает число крупномасштабных конфликтов, требующих эффективного решения в сжатые сроки.
3. Конфликт есть нечто исключительное. Это не конфронтация. Это способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем. Т. е. вполне нормальное явление.
4. Конфликт может нарушать порядок, поддерживать порядок, устанавливать новый порядок.
5. Предлагаются два пути исследования конфликта с применением математического аппарата. Первый предполагает описание взаимодействия систем в общем виде с учетом всех существенных факторов. Зафиксировать характеристики конфликтующих сторон, причины, механизмы, ход, исход конфликта. В результате образуются крупные модели, дающие многоплановый результат. Второй путь исследования конфликта представляет собой проникновение аналитика в предварительно выделенные факторы конфликта и построение простейшей модели для оценки весомости причин и последствий столкновения.
6. Конфликт означает борьбу за достижение конкретных целей конфликтующих сторон. Существуют общие законы, на основании которых развиваются процессы противоборства.
7. Конфликты, даже будучи типовыми, всегда ситуационные и уникальны.
8. Конфликт - сложная система противоборства со слабо предсказуемым поведением конфликтующих сторон.
Таковы основные характеристики конфликтов с точки зрения теоретиков конфликтологии.
Педагогическое общение представляет собой систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие виды общения: 1) общение педагога с отдельными учащимися; 2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом; 3) общение с коллективом в целом; 4) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Причем эти виды общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т. п. В педагогической деятельности коллективность общения - это важнейшая закономерность педагогического общения.
Исследования по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит взаимозаражение общающихся, педагога и учащихся, влияющее на самочувствие учителя и класса. Это взаимозаражение возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет ее, выступая одновременно как результат эмоциональной общности. Этот эффект влияет на педагогическое общение, на уровень познавательной деятельности учащихся и т. п. Возникает педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает учащихся проблемой, совместным поиском, причем сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет на самого педагога.
Способность педагога воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности в известной мере приближает его деятельность к художественному творчеству, которое предполагает умение видеть то, что не видят другие.
Психология имеет опыт определения эмоциональных состояний других людей по интонации, по выражению лица и другим выразительным движениям. Опытный учитель, объяснив материал и взглянув на класс, сразу же определяет уровень понимания изложенного. Занятия по выработке такого умения должны стать составной частью профессиональной подготовки педагога.
В педагогическом общении чрезвычайно важно понимание педагогом учащихся и учащимися педагога. Это способствует корректировке и интенсивному учебно-воспитательному процессу. В процессе педагогического общения существенную роль играет способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами». Уметь эмоционально встать на место ребенка, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания - сложная задача. Именно на этом качестве настаивал А.С. Макаренко. Педагогически очень ценно, когда учитель умеет проникать в психологическое состояние учащихся.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских
качеств. Характеристика объекта исследования
Свое исследование я проводил в студенческой группе специальности «Управление персоналом», будущая профессия которых – менеджер по персоналу.
Цель моего социологического исследования заключается в том, чтобы определить лидеров данной груп ...
Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при ...
Семейный опыт
«Утёнок умеет летать, а я — нет. У него есть крылья, а у меня — нет. У него длинный нос, а у меня — короткий. Утёнок умеет плавать, и я тоже умею плавать. Утёнок хороший и добрый. Как он выглядит? Я уже сказала, что у него длинный нос. Он ...