Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и
способы их эффективного разрешенияСтраница 2
Типичные замечания учителей при использовании первого способа способствуют укреплению детей в позиции «Я-плохой» и делятся на следующие три группы:
1. Предписывающие замечания.
2. Подавляющие замечания.
3. Косвенные замечания.
Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя — что следует сделать, как должно делать, как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что школьник его реализует.
Предписывающие замечания делятся на пять видов:
1. Приказы. Команды. Указания.
— Выплюнь сейчас же резинку!
2. Предостережения. Угрозы.
— Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков!
3. Нотации. Проповеди.
— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!
4. Поучения.
— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!
5. Советы. Предписания.
— Я бы на твоем месте никогда себя так не повела!
— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!
Согласитесь, все эти замечания очень знакомы и часто звучат в классе. Вам непрерывно приходится «руководить» поведением детей — встань, сядь, иди, стой, говори, молчи и т.д Вы превратились в «командную» машину, а школьники — в «исполнительную» машину (хотя и несколько испорченную).
Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый простой и действенный способ управления классом. Если вам кто-то мешает, что плохого в том, чтобы остановить его и, если требуется, надавить, пригрозить?
«Плохого» то, что слишком часто не срабатывает, и, самое главное, внутри каждого такого замечания спрятано сообщение «Ты-плохой»: ты ничего не можешь самостоятельно, ты ни на что не способен, ты — лягушка.
Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика — он выплюнет резинку, перестанет щипать соседа. Но это вовсе не означает, что не станет опять делать то же самое, стоит вам отвернуться.
Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они смешивают ребенка с грязью, снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие замечания содержат оценку, осуждение, критику, насмешку. Они делятся на шесть категорий:
1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.
— Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!
— Ну, ты мне и надоел!
— Нет, тебе выйти — нельзя!
2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.
— Вы скачите, как стадо диких тараканов!
— Вы просто подонки общества!
3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.
— У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной?
4. Поощрение. Положительное оценивание.
— С., у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!
5. Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление.
— Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли?
6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.
— Почему это вы сидите не на своих местах?
— Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько занятий?
К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли?
А ведь они переполнены негативными оценками.
Тысячи подавляющих замечаний слышит школьник изо дня в день. Ученик приучается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписывающие замечания, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человеческое, что он может что-то чувствовать и у него есть какие-то потребности.
Выдержать подавляющие замечания без ущерба самооценке могут лишь «принцы». Но их в этом возрасте практически нет. Поэтому эта замечания лишь усиливают, причем значительно, лягушачесть школьников.
Рекомендуем к прочтению:
Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов
анкетирования по общему психологическому практикуму
Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено эксперим ...
Какие дополнительные методы исследования использовались в проведенном
эксперименте? Для чего они применялись?
В проведенном эксперименте использовались дополнительные методы исследования: анкеты, тесты, беседа, интервью и метод экспертных оценок
.
После серии психологических тестов, анализа автобиографий и собеседования с профессором Зимбардо и ...
Эмпирическое исследование психологического портрета врача.
Исследование по определению уровня эмпатии выявило у респондентов № 16, 20, 23, 29, 30 высокий уровень эмпатии. Данные респонденты чувствительны к нуждам и проблемам пациентов, искренне пытаются понять их чувства. Они умеют "читать&q ...