Проблемы вступления в повторный брак
В России, по мнению А. Синельникова, основная причина «вторичного безбрачия» в том, что очень мало повторных браков. Женщин вступает в повторный брак менее одной трети, мужчин – меньше половины. Исследования показывают, что вторично вступают в брак (в том числе и гражданский) лишь 43 процента мужчин и чуть меньше 23 процентов женщин.
Для женщин вступление в повторный брак затруднено из-за диспропорций населения по половому и возрастному признакам (женщин больше чем мужчин на 10 млн. человек). Косвенно подтверждает эту проблему и тот факт, что доля повторных браков среди ежегодно регистрируемых брачных союзов остается весьма стабильной и составляет 25-28%.
Главная причина диспропорций - чрезмерно высокая преждевременная смертность мужчин. Численное преобладание женщин отмечается уже с возраста 33 лет. Среди 13,5 млн. вдовых, учтенных переписью 2002 г., - 11,6 млн., или 86% - женщины.
Почему женщины не хотят повторно вступать в брак? По-видимому, в первую очередь, негативный опыт распавшегося заставляет сформулировать жесткие требования к выбору будущего супруга, реально же найти такой идеал не удается, а поступаться требованиями не хотят. Таким образом, мотивы не вступления в повторный брак обусловлены смысло-жизненными ориентациями и ролевыми ожиданиями и притязаниями женщин. В частности, М.В. Водолазова на основании проведенного исследования, выделяет такие мотивы нежелания женщин вступать в повторный брак:
1. Женщины считают себя хозяевами своей жизни
2. Главным для женщины является воспитание детей
3. Неудовлетворенность первым браком и опыт, полученный в нем
4. Любовь, как высшее чувство, утратило свою ценность для женщин.
При распаде семьи бывшие супруги часто находятся в конфликтных отношениях. При повторном браке одного из них отношения чаще всего обостряются. При повторном браке обоих бывших супругов отношения между ними либо прекращаются, либо становятся нейтральными. И все же в девяти случаях из десяти матери стараются не пускать детей к отцам - бывшим мужьям и всеми силами стремятся привязать детей к отчимам.
Еще одна закономерность: из трех повторных браков распадаются две семьи.
Эти факты говорят о том, что повторный брак имеет свои особенности, часто проблемного характера. Так, в повторный брак вступают люди, имеющие отрицательный опыт жизни в предыдущей семье, которая распалась. Поэтому в новую семью переносятся сформированные в предыдущем браке комплексы, нерешенные вопросы, болезненные проблемы.
Если с предыдущим партнером не была решена какая-то психологическая проблема, то ее решение переносится на нового партнера несмотря на то, готов он к этому или нет.
Партнер для второго брака часто выбирается в противоположность первому. При выборе второго супруга люди приводят такие аргументы: «Мой первый муж был красивым, постоянно имел любовниц. Я выбрала второго мужа - самого некрасивого», «Моя первая жена все время на меня кричала. Я выбрал вторую жену тихую и молчаливую», «Мой первый муж не умел зарабатывать. Второй муж - состоятельный человек» и т.п.
Итак, повторный брак так или иначе связан с отрицательным опытом первого брака. И, несмотря на то, что в большинстве случаев эта связь – от противного («связь наоборот»), довольно часто проблемы, возникшие в первом браке, переносятся во второй.
Психологические проблемы повторного брака: определение границ, формирование функционально-ролевой структуры с учетом системы отношений с прежней семьей, особенности родительства в условиях повторного брака, влияние психологических проблем первого брака.
Рекомендуем к прочтению:
Аутогенная тренировка.
Основы метода были заложены немецким неврологом Оскаром Фогтом, который в начале прошлого века изучал психофизиологические изменения, вызванные гипнозом и самовнушением. В 1905 году Шульц на этой базе разработал клиническую процедуру, изв ...
Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста. Цели и описание
методик исследования по проблеме
Наше исследование проходило в г.Черногорске, в МДОУ ЦРР – детский сад «Радуга», с сентября 2008 года по ноябрь 2008 года.
Целью работы является исследование развития коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.
В э ...
Выводы
Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них у ...