Авторитет руководителя и культура руководстваСтраница 10
Цель общения собеседника часто определяется его ролью и характером взаимоотношений с нами. Во многих случаях главную роль в общении играют окружающая обстановка или обстоятельства. В других случаях цель говорящего можно понять на основе таких факторов как, личность собеседника, специфика ситуации или общность его проблем с нашими. Однако значение этих условий не следует переоценивать. В разговоре с конкретным собеседником в знакомых ситуациях мы слышим то, что мы ожидаем услышать. Поэтому, сообщение, не характерное в контексте данной ситуации, часто проходит незамеченным или понимается неправильно.
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания.
1. Выясните свои привычки слушать. Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.
2. Не уходите от ответственности за общение, помните что в общении существует два человека: один говорит, другой слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно.
3. Будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ни визуальный контакт. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной сиеной.
4. Сосредоточьтесь на том что говорит собеседник. Не допускайте блуждания мыслей.
5. Старайтесь понять не только смысл слов собеседника, но и его чувства. Слушайте не только передаваемую информацию, но и передаваемые чувства.
6. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательны не только к словам, но и к невербальным выражениям.
7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения.
8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пытается сказать.
9. Слушайте самого себя. Слушать самого себя особенно важно для выработки умения слушать других.
10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями.
Основное внимание в процессе совершенствования Ваших привычек слушать следует уделить положительным рекомендациям, однако полезно помнить о некоторых ошибках.
Слушая собеседника, никогда:
1. Не принимайте молчание за внимание.
2. Не притворяйтесь что слушаете.
3. Не перебивайте без надобности.
4. Не делайте поспешных выводов.
5. Не дайте поймать сами себя в споре.
6. Не задавайте слишком много вопросов.
7. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам.
8. Не давайте совета пока не просят.
9. Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.
Умение слушать – полезное умение. Его полезность проявляется в достижении желаемого действия, принятии правильного решения или переходе межличностных отношений на новый, более высокий уровень. Услышать – это значит подчас предотвратить несчастный случай, спасти жизнь.
Невербальное общение, широко известное как язык жестов, включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам:
1. Словами можно легко передать только фактические знания, но одних слов часто бывает недостаточно, чтобы выразить чувства. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.
Рекомендуем к прочтению:
Окулесика. Язык глаз в коммуникации людей разных
культур
Его социальные функции.
Глаза, части глаз и выражение глаз берут на себя особую роль в невербальном отражении человеческих эмоций, и в передаче самой разнообразной информации, причем в значительной мере в этом «повинно» строение глаза. Ф ...
Гаптика: касания в коммуникации людей
Сферу употребления касаний образуют чрезвычайно разные по своему характеру ситуации общения, от повседневных бытовых до ритуальных и магических. За касаниями как кинетической формой поведения стоит огромный культурный пласт, уходящий в да ...
Психологический портрет врача.
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью ...