Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Проблема профессионально важных качеств профконсультанта. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях
Страница 2

Материалы » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях

Известный отечественный философ Э.В. Ильенков считал, что понять личность можно только в контексте «организации всей совокупности человеческих отношений», т.е. личность, в отличие от понимания «человека» и «индивида», имеет в основе не столько естественно-природный, сколько социально-исторический характер. Он отмечал далее, что «действительная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, короче – всеобщий результат, всеобщий эффект… Чем шире круг людей, тем значительнее личность. Поэтому сила личности – это всегда индивидуально выраженная сила того коллектива, того «ансамбля» индивидов, который в ней идеально представлен, сила индивидуализированной всеобщности устремлений, потребностей, целей, ею руководящих».

Определение личности Э.В. Ильенкова не следует соотносить только с конкретным коллективом, поскольку всегда возникают случаи «непонимания» творческой позиции работника со стороны его коллег и начальства. Под «всеобщим эффектом» следует понимать вклад человека в общество и даже в культуру, даже при неприятии творчества данного человека конкретной группой и в конкретное время.

Подчеркивая активный характер личности, В.В. Столин говорит о «конфликтном личностном смысле» и «личностном поступке»: «Единицей самосознания личности является конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. Это столкновение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе… единица самосознания (конфликтный смысл «Я») – это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутренняя работа, внутреннее движение». Получается, что подлинная личность – это просто какая-то застывшая целостность, это скорее стремление к целостности путем преодоления внутренних рассогласований. Остается понять, какие внутренние конфликты и рассогласования могут обеспечить личностный рост и развитие психолога-профконсультанта. Поняв это, можно более целенаправленно планировать и сам процесс профессиональной подготовки и переподготовки профконсультантов.

Если объединить представления о «конфликтном личностном смысле» и «поступке» с представлениями о «сопричастности» подлинной личности обществу и всей человеческой культуре в целом, то можно предположить, что для специалиста-человековеда (в частности, для профконсультанта) в первую очерередь должны быть личностно значимы именно общественные, социально-экономическкие и духовные проблемы страны. Однако такое понимание личностных смыслов в работе профконсультанта далеко не всегда приветствуется. До сих пор существует представление о том, что для психолога-профконсультанта на первый план должны выходить проблемы данного клиента, что и является проявлением «личностного подхода». При всей привлекательности подобной логики рассуждений, следует не забывать, что человек (клиент) все-таки самоопределяется в обществе, его главная проблема – найти свое место в обществе, поэтому важно понять, что из себя представляет это общество. А это уже является выражением «сопричастности» общественным проблемам или, по крайней мере, выражением не безразличия к этим проблемам.

Если же ориентироваться только на интересы и потребности консультируемого клиента, то в некоторых случаях возможны и варианты помощи в эгоистическом самоопределении. Но будет ли в этом случае клиент обязательно счастлив? Не проклянет ли он в будущем такого профконсультанта, который своевременно не предостерег его от противопоставления обществу, своей стране и т.п.? Анализируя и развивая адлерианские подходы, Ева Дрейкурс-Фергюсон отмечает: «Если человек не удовлетворен своим положением среди других людей и не может внести вклад в общее дело, он будет преодолевать чувство неполноценности стремлением к превосходству и исходить при этом из своих ошибочных представлений… Главное, в чем нуждается любой человек – это потребность чувствовать себя принятым, найти свое место среди людей… незаинтересованность в благополучии других ограничивает возможности таких людей, по этой же причине у них отсутствуют необходимые навыки межличностного понимания и общения. Одной уверенности в себе как убеждения «Я могу» недостаточно для того, чтобы иметь чувство удовлетворенности жизнью. Социальная заинтересованность дает чувство свободы, которое позволяет человеку поступать смело в разных ситуациях при решении многих задач»».

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Методы профилактики стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигател ...

Эмпирическое исследование самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола. Описание организации и методик исследования
Цель исследования: изучить уровень самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола Этапы исследования: 1. Организационный этап: определение места, времени, выборки, методик и формы проведен ...

Классный час «Конфликты в нашей жизни»
Форма: беседа. Цель: приобщение к культуре бесконфликтных взаимоотношений Задачи: Воспитательные: продолжить решение проблемы повышения сплоченности класса, семьи. Образовательные: помочь учащимся усвоить сущность понятий «конфликт» ...