Проблема профессионально важных качеств профконсультанта. Проблемы
подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условияхСтраница 3
Близкие рассуждения можно найти и у Е.А. Климова: «…каждый человек живет в своем мире… и этот «свой мир» должен частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей, и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения».
На наш взгляд, приведенные выше рассуждения относятся не только к самоопределяющемуся клиенту, но и к самим профконсультантам, поскольку и они продолжают самоопределяться в своей профессии, и они часто нуждаются в чувстве уверенности и свободы своих действий, в том числе, и при выполнении своих профессиональных обязанностей. Чувство общественной значимости своего труда (а не только конкретная помощь данному человеку) является своеобразным «психологическим тылом», позволяющим профконсультанту не только «подстраиваться» под директивы своего начальства или под «запросы» и «ожидания» клиента, но и иметь собственную точку зрения. Как отмечал Е.А. Климов, «независимость субъекта труда – важное условие успешности его деятельности».
Прежде всего, такой «психологический тыл» является морально-волевым образованием и может рассматриваться как важная составляющая личностной, а значит, морально-нравственной подготовки специалиста-профконсультанта. Еще Л.И. Божович, А.Н. Лентьев, Ю.Б. Гиппенрейтер и др. подчеркивали, что важнейшими критериями формирования личности является именно ценностно-смысловые, нравственные составляющие. В частности, Ю.Б. Гиппенрейтер, рассуждая о формировании высшего, «духовного слоя» личности, говорит о том, что именно на этом уровне происходит «осмысление собственной жизни» и «координация всей личности в целом», но при этом отмечает, что, к сожалению, «этот вопрос встает не перед каждой личностью и не с равной силой». Следовательно, можно предположить, что не каждый профконсультант готов поставить перед собой вопрос о смысле собственной жизни и профессиональной деятельности. Но тогда возникает и другой вопрос: а способен ли такой профконсультант помочь разобраться в жизненных проблемах другому человеку (клиенту)? Но если не все профконсультанты (еще только обучающиеся или уже работающие) способны ставить перед собой эти самые главные вопросы, т.е. не способны работать именно на личностном уровне, то спрашивается, как можно было бы повысить у них такую готовность в ходе специальной профессиональной подготовки и переподготовки?
Если исходить из специфики работы педагога, психолога, социального педагога, профконсультанта и др. представителей социономических, гуманитарных профессий, то суть их можно свести к нескольким основным моментам. Во-первых, это помощь в приобщении ко всей человеческой (общечеловеческой) культуре, включая и усвоение определенных знаний, и способов поведения (жизни) в обществе и осознание существующих общественных проблем. Во-вторых, это помощь в нахождении своего места в социуме, в социально-профессинальной конкретной группе и коллективе, так и в обществе (культуре) в целом. При этом предполагается формирование именно активной жизненной позиции учащихся и воспитанников, что, в свою очередь предполагает и активность (личностное неравнодушие, сопричастность общественным проблемам) и самого педагога, психолога, профконсультанта. В-третьих, педагогу и психологу желательно так организовать свою образовательно-воспитательную деятельность, чтобы обучающиеся и воспитанники становились подлинными личностями и индивидуальностями, чтобы они уходили от «стандарта» общественного сознания и поведения, т.е. чем более разнообразными (непохожими друг на друга) становятся учащиеся, тем в большей степени удалось педагогу или психологу реализовать в своей работе личностный подход. Но при этом и сам педагог или психолог должны быть Личностями, т.е. демонстрировать своим учащимся образец достойного, но одновременно и неординарного поведения.
Как уже отмечалось, главная особенность личности – это «сопричастность общественным процессам». Заметим, что именно такая сопричастность, неравнодушие к проблемам общества – есть важнейшая характеристика интеллигентности. Известный отечественный философ А.Ф. Лосев писал: «…интеллегентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благодентствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия… Интеллигент, который не является критически мыслящим общественником, глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, то есть перестает быть интеллигентом…». Мы считаем, что по своей сути работа педагога и психолога уже предполагает определенную интеллигентность. Педагог или психолог, не стремящийся стать интеллигентом, т.е. человеком, не равнодушным к общественным проблемам – это нелепица.
Рекомендуем к прочтению:
Психологические факторы риска формирования наркотизации у детей
Психологическая готовность к употреблению наркотиков формируется постепенно, и наркотизация является логическим завершением всего предыдущего развития. Отсутствие такой готовности создает "запас прочности", позволяющий противост ...
Музыкотерапия и ее особенности. Влияние музыкотерапии
на человека
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В колыбелях человеческой цивилизации — Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты исполь ...
Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии ...