Анализ результатов опроса старшеклассниковСтраница 3
Реальные представления юношей о девушках описываются следующими качествами: аккуратность, заботливость, жизнерадостность, обаяние, искренность, нежность, отзывчивость.
В данном случае также наблюдается высокая степень совпадения представлений, но есть и отличия. Так юноши, по мнению девушек, характеризуются решительностью и упорством, а девушки, по мнению юношей, - заботливостью и искренностью.
Обращает на себя тот факт, что качества описывающие "реал" представлены в идеальных представлениях старшеклассников и отсутствуют в антиидеальных. Это указывает на положительный настрой юношей и девушек к взаимному общению. Для уточнения полученных данных обратимся к анализу математических индексов готовности критичности.
Оценка критичности и готовности к общению
. Методика Будасси позволяет вычислить два показателя и количественно оценить степень принятия партнеров по общению. Первый показатель "готовность к общению" свидетельствует о направленности старшеклассников на общение, с представителями противоположного пола, о положительном отношении к данной форме общения. Он вычисляется как отношение качеств вошедших в "реал" к количеству качеств, вошедших в "идеал". Этот показатель изменяется от 0 до 1: чем ближе он к единице, тем выше готовность молодых людей к общению с представителями противоположного пола и наоборот.
Второй показатель – требовательность или критичность в общении; он вычисляется как отношение количества качеств, вошедших в "реал", к количеству качеств вошедших в "антиидеал". Данный показатель изменяется от 0 до 1, чем он выше, тем требовательней человек к партнерам по общению.
Показатель готовности к общению юношей и девушек одинаков и достаточно высок. Он равен 0,57 . Это означает, что юноши и девушки обладают высокой направленностью на взаимное общение. По уровню критичности юноши и девушки отличаются, требовательность к партнеру по общению у девушек значимо выше, чем у юношей и соответственно равны 0,19 и 0,27 ( по критерию Т-Стьюдента различия значимы при р=0,05) . Эти данные, в целом, совпадают с литературными данными.
Анализ взаимных ожиданий
. В этой части работы мы постараемся оценить точность представлений юношей и девушек о том, что от них ожидают партнеры по общению противоположного пола.
Первоначально рассмотрим, как представляют юноши, что от них ожидают девушки, как от идеальных партнеров по общению. Юноши считают ( см. табл. 3), что девушки выделяют следующие ведущие качества у юноши, как идеального партнера по общению:
- аккуратность, заботливость, искренность, нежность, обаяние, отзывчивость, жизнерадостность, страстность, терпеливость.
Если эти предположения сравнить с идеалом девушек, то легко заметь, что вероятность совпадения равна примерно 0, 70 и только два качества названы ошибочно: решительность и страстность. Говоря другими словами, юноши не ожидают, что девушки ждут от них решительности и страстности.
Таблица 3. Ожидания юношей об идеальных представлениях девушек
Ожидания юношей |
Значимость |
Представления девушек |
Значимость |
Аккуратность |
0,87 |
Аккуратность |
0,7 |
Заботливость |
0,90 |
Заботливость |
0,83 |
Искренность |
0,86 |
Искренность |
100 |
Нежность |
0,86 |
Нежность |
0,9 |
Обаяние |
0,86 |
Обаяние |
0,93 |
Отзывчивость |
0,90 |
Отзывчивость |
0,93 |
Жизнерадостность |
0,73 |
Жизнерадостность |
0,86 |
Страстность |
0,7 | ||
Терпеливость |
0,66 |
Терпеливость |
0,73 |
Решительность |
0,76 |
Рекомендуем к прочтению:
Классификация и виды представлений
Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слу ...
Характеристика основных направлений исследований в
психологии малых групп
Для того чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема ...
Какие особенности эксперимента как метода проявились в данном исследовании
(обосновать свой ответ)
Основные особенности эксперимента как метода, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. 1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный по ...