Описание психодиагностического инструментарияСтраница 3
25 баллов-100%- 0 чел.
24.5 балла- 98 % - 1 чел.
21 балл – 84 % - 2 чел.
20 баллов – 80 % - 1 чел.
19 баллов – 76 % -1 чел.
18.5 баллов – 74 % - 3 чел.
17.5. баллов – 70 % - 1 чел.
16.5 баллов – 66 % - 1 чел.
13.5 баллов – 54 % - 2 чел.
Вывод:
У детей выраженная активность, целенаправленная ориентированная деятельность , т.е. активно изучался объект в сочетании с рациональным анализом.98 % детей четко определяли различие по форме и цвету .Интерес наблюдался выраженный , стойкий по отношению к заданиям. Темп умеренный, у части – напряженный на протяжении всего занятия.
3. Методика « Сравнение понятий» ( Приложение № 2)
Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении у детей
Возрастная валидность: 6-7 лет
Процедура : индивидуально
Материал : 14 пар слов для сравнения , отпечатанных на листе бумаги
Инструкция: ребенку зачитываются пары слов , после чего он отвечает на вопрос : «Чем они похожи и чем они различаются?» , на первом примере объясняются , непонятные для ребенка моменты , внимание акцентирую на последовательности описания сначала – сходства , а затем – различия
Анализ результатов:
3 чел. – справились без ошибок
3 чел. – допустили 1 ошибку
4 чел.- допустили 2 ошибки
2 чел. – с тремя ошибками и недочетами.
Дети вместо выделения первично общих черт , обычно указывают на различия , поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в виду того , что оно созревает раньше ,обобщение созревает позже, что свидетельствует о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению.
Вывод:
В виду того, что неумение выделять признаки сходства и различия , т.е слабость операций обобщения , синтеза, анализа свидетельствует о склонности к конкретному мышлению .Для детей оказались трудными некоторые задания ( ворона-рыба) , т.к. сложно найти общее, возникающая операция обобщения , принимает форму выделения общих признаков и наглядное сравнение , для них трудны задачи , в которых слова находятся в условиях конфликта, их трудно сравнить. Имея вязкое , инертное мышление , ребенок «соскальзывает» при сравнении слов со сходств на различие или наоборот , отвлекаясь на незначительные , второстепенные моменты , уделяя им большее внимание , чем нить рассуждений , что , свидетельствует еще и о недостаточности словарного запаса.
4.Методика « 4 лишний» ( приложение № 3)
Цель: исследовать способность к абстрагированию и обобщению, выделению существенных признаков
Возрастная валидность: 6-7 лет
Процедура : индивидуально
Материал: набор цветных карточек с изображением 4 предметов на каждой.
Инструкция: определить сходство предметов , какой лишний, не подходящий по общему признаку , почему их можно объединить в одну группу
Первое задание разбирается совместно , остальные –самостоятельно, при затруднениях задаются наводящие вопросы.
Анализ результатов обследования:
баллы |
5 |
4 |
2.5 |
1 |
0 |
Кол-во прав.ответов |
14 |
12-13 |
10-11 |
8-9 |
<8 |
кол-во ответов детей |
6 |
2 |
3 |
1 |
- |
Вывод:
1. Правильно, самостоятельно называются родовые понятия – 6 чел.
2. Затруднена мотивация и формулирование понятия . что говорит о неосознанности мышления – 3 чел.
3.Придумывание ситуации , в которой принимают участи все предметы ( развито конкретное мышление) – 1 чел.
4.Отвлечение от существенного , но при привлечении внимания к причинно-следственным отношениям, изменяют свой ответ на правильный (неустойчивое мышление), что свидетельствует о поспешности и импульсивности.
5. Методика "Поставь заплатку"
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Возрастная валидность : 6-7 лет.
Материал: Картинка с отсутствием некоторых фрагментов, недостающие фрагменты картинки
Рекомендуем к прочтению:
Визуальная диагностика (внешние признаки) различных акцентуаций характера
по психомоторным и эмоциональным критериям
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 – 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.
Акцентуация хар ...
Мотивация и учебная деятельность студентов. Понятие
мотивации и влияние неудачи и успеха на деятельность человека
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — поб ...
Внимание к другому - шаг толерантности
Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушить. Любые постоянные разногласия, ссоры, сопровождаемые негативными переживаниями способны превратить нашу жизнь в кошмар.
Для того чтобы качественно жить и ...