Организация практической деятельности по преодолению эмоционального
неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учрежденияхСтраница 1
Цель: коррекция выявленных эмоциональных неблагополучий с помощью создания положительного эмоционального климата в группе при обеспечении позитивных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также составления программы по работе с детьми, имеющими эмоциональное неблагополучие.
С детьми всей группы проводились игры на снятие страхов и повышение уверенности в себе.
Групповая игра для снижения тревожности.
«Подари карточку»
Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.
Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!).
Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.
По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины "добычу".
На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.
Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки.
Как правило, при повторном проведении игры "отверженных" детей не остается.
Игра проводилась на первой неделе организации практической деятельности в группе во второй половине дня.
В игре принимало участие 14 человек.
Каждому ребенку было роздано по 5 карточек с изображением улыбки (дружелюбный), конфетки (добрый), лейки (трудолюбивый), книги (умный) и с цветочком (послушный)
Во время игры происходило сплочение коллектива. Дети, которые были до игры заметно отвержены в коллективе, то после могли общаться со сверстниками без затруднений. Во время наклеивания картинок на спины товарищам, дети не были собраны и не могли определиться в выборе.
При повторном проведении игры на последней недели исследования, дети уже знали что им надо было делать и без затруднений наклеивали карточки. Во время выбора они общались между собой, совещались.
Игра на снятие страхов «Художники – натуралисты»
Взять большой лист белой бумаги или кусочек старых обоев и положить на клеенку или газеты. Перед играющими поставить блюдца с жидкими красками. Разрешить себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» т. д.
Замечание: после упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая те ощущения раскрепощения, свободы и радости, которые вы почувствовали.
Хорошо поводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
Игра проводилась во второй половине дня вместо прогулки, так как на улице шел дождь, детям было предложено нарисовать на большом листе всем вместе рисунок на тему «Дождь идет» с помощью рук. Изначально, одна из девочек (Люба Д.) не хотела пачкать ладошку краской. Она сказала: «Я же буду грязная!!!» Но, когда увидела с какой радостью остальные дети рисуют и ляпают ладошками по листу, то тоже подошла намазала сначала пальчик краской и осторожно попробовала поставить капельку на листе. Затем она накрасила всю ладошку и стала оставлять отпечатки ладони, изображая тучи.
Рекомендуем к прочтению:
Касание как невербальный социальный акт
Из перцептивных способностей человека касание является одной из основных. Касание – это всегда установление физического контакта с человеком, с его кожей, волосами или с одеждой, с предметами, которые человек держит, носит и т.п. Кожа, в ...
Феномены, механизмы и направления социализации
Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:
- личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом; на характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, по ...
Исследование особенностей интеллектуального
развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. Организация и методы исследования
Как уже говорилось выше, в психолого-педагогической литературе представлены данные, свидетельствующие о значении речевых и мыслительных процессов дошкольников для познавательного и психического развития в целом. Целью настоящего исследова ...