Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью
Страница 2

Материалы » Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков » Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью

Кроме того, мы отметили, что кризис юности – это еще и переход от юности к молодости; от утверждения и реализации самобытности своего "я" в среде сверстников – к становлению событийности в самостоятельной жизни, рождению жизненной перспективы; от стадии освоения в социуме – к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою жизнь.

Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного "я" ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры; что в пределах собственной жизни собственного смысла нет, есть лишь окружающие чужие смыслы. Таким образом, мы приходим к выводу об актуальной потребности молодежи в нравственном самоопределении, ориентации в системе жизненных целей и ценностей. Социализация и профессиональная работа способствуют преодолению кризиса адаптации. И задача практического психолога, работающего с лицами юношеского возраста, - помочь сориентироваться в этом водовороте, помочь рождению Индивидуальности. А для этого необходимо знать основные аспекты взросления в этот период.

Современная психология рассматривает развитие на всех возрастных ступенях как выполнение определенных задач. Эта концепция сменила учение о фазах и ступенях возраста. Можно выделить следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1) Принятие своей внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и в повседневной жизни, а также понимать и учитывать свои телесные потребности.

2) Усвоение мужской или женской роли: индивидуальный выбор структуры полового поведения и образа своей роли.

3) Установление новых, зрелых отношений с ровесниками обоих полов.

4) Завоевание независимости от родителей и других взрослых.

5) Подготовка к профессиональной карьере: обучение, направленное на овладение профессией.

6) Подготовку к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей.

7) Формирование социально ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоению политической и общественной ответственности гражданина.

8) Построение системы ценностей, этических ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к деятельности [5, с.54].

Кризис юности характеризуется тем, что на пути к решению этих задач встают определенные проблемы. Особенности работы психолога с лицами юношеского возраста обусловлены этими проблемами, типичными для данного возрастного этапа, и, прежде всего, потребностью юноши стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни. Среди основных причин, обуславливающих трудности и противоречия развития психической сферы и требующих вмешательства психолога, необходимо выделить следующие:

1) Психофизиологические проблемы: незавершенность физического развития по всем параметрам; ощущение своей физической непривлекательности хотя бы по одному из параметров; неустойчивость эмоциональной сферы; особенности высшей нервной деятельности; высокий уровень ситуативной тревожности.

2) Индивидуально-личностные проблемы: задержка развития абстрактного мышления; отсутствие навыков и приемов смысловой памяти; маленький объем оперативной памяти, неразвитость основных компонентов внимания; нереалистичность воображения в сравнении с реальностью; высокий уровень личностной тревожности; чрезмерное преобладание первой или второй сигнальной системы; несформированность волевой сферы.

3) Личностные проблемы: недостаточный уровень самостоятельности; неадекватность самооценки и уровня притязаний; несформированность мировоззрения, нравственных принципов; отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; остаточный подростковый негативизм; неудовлетворенность собой.

4) Проблемы межличностных взаимоотношений (общение в семье; с друзьями, сверстниками; с взрослыми, руководством): несформированность навыков общения; неадекватное понимание отношений любви, дружбы; деформированное понятие о справедливости, эгоизм; критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; неприятие позиции взрослых, отсутствие их авторитета, уважения к ним; неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; демонстративность, максимализм.

5) проблемы социальной адаптации: смысл жизни, жизненные планы; политическая активность, интерес к общественной жизни страны; отношение к труду и реальные возможности в овладении профессией; профессиональные интересы, мотивы выбора профессии; совпадение учебных и профессиональных интересов; стремление к социальному одобрению.

Диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой – ее влияние на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию психологической помощи.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Теоретическое обоснование проблемы формирования компетенции ответственности у обучающихся. Квалификация и профессиональные компетенции
Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепц ...

Краткая история развития представлений о человеке.
Вопрос о природе человека , о его происхождении и назначении представляет собой одну из основных философских проблем. Он был поставлен уже в античной философии. Античная философия рассматривает человека как часть природы – космоса, как ми ...

Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье) : - импульс - стресс - адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе у ...