Становление коммуникативной сферы у дошкольниковСтраница 2
У дошкольников в этот период формируется и развивается положительное восприятие себя как личности. Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся более инициативными, энергичными и оптимистически настроенными. В то же время им приходиться усваивать и подчиняться социальным нормам и правилам, согласно которым живут окружающие их люди. Эти правила следует объяснять ребенку, прежде чем требовать их выполнения.
Детям, воспитывающиеся в условиях вседозволенности, трудно научиться контролировать свое поведение, подчиняться правилам, установленным в обществе. В результате растет конфликтность, суть которой точно выразил Эриксон формулой "инициатива против чувства вины" [19].
Чувство вины может появляться у ребенка и том случае, когда он своим поведением, успехами не оправдывает родительских ожиданий и надежд.
Причиной страха, чувства вины могут быть изменения в отношениях между родителями и детьми.
В этом возрасте привязанность детей к родителям противоположного пола сменяется противоположностью к родителям одного с ним пола.
Дети, которые могут самостоятельно или с помощью взрослых быстро и безболезненно преодолеть эти трудности, становятся более ответственными, они легче и с большим удовольствием переходят на следующую ступень познания окружающего мира. Они учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемых для них самих и для тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать у детей неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль, которые будут мешать проявлению самостоятельности и ответственности.
В результате вырастают люди, которые жестко требуют и от других такого же неукоснительного выполнения всех ограничивающих свободу правил и норм.
Помочь детям в этом сложном деле - задача родителей и воспитателей, которые должны поощрять любознательность, побуждать к изучению окружающего мира, всех возможных форм поведения и общения [7].
В процессе воспитания родители не всегда руководствуются только своими личными соображениями и чувствами, нередко им приходится считаться с детьми, их привычками, чувствами, пристрастиями и многим другим. Следует регулировать свое отношение с детьми, выбираю формы реакции на тот или иной поступок, ориентироваться на самочувствие и уровень развития ребенка.
После трех лет у детей заметно меняется реакция на разлуку со взрослыми, особенно с родителями, они учатся справляться со своей зависимостью от них. Теперь, когда на умственное развитие ребенка большое влияние оказывает не его двигательная активность, а символическое мышление, его привязанность к родителям основывается не на физической близости, а на партнерстве [13].
Для отношения партнерства характерны такие моменты, как сотрудничество, стремление понять чувства, цели и намерения друг друга. Формировавшаяся у дошкольников способность мыслить образами, символами помогает им воспринимать связь с родителями как неотъемлемую, постоянно существующую часть их социальной среды.
Благодаря свободному владению устной речью дошкольники без труда могут сообщить родителям о своих целях, намерениях, желаниях, предложениях.
Избавляясь от эгоцентризма, характерного для предыдущего периода их умственного, психического и эмоционального развития, дошкольники начинают сознавать, что их мать или отец - это люди, имеющие мысли и цели, отличные от их собственных, что у родителей могут быть свои планы и намерения, не совпадающие теми, которые есть в данный момент у них. Однако взаимоотношения, составляющие основу партнерства между родителями и детьми, не всегда складываются легко и просто. Оно достигается гораздо труднее, если родители работают и мало уделяют внимания и времени дружескому общению с детьми.
К трем - четырем годам частота и интенсивность общения детей с родителями, воспитателями и со сверстниками становиться примерно одинаковой.
К трем годам имеющийся опыт помогает детям поддерживать нормальные отношения со сверстниками. Как показывают исследования, дети, накопившие к трем - четырем годам такой опыт, общаются со сверстниками гораздо более свободно, расковано, чем те, у которых такого опыта не было совсем или его было недостаточно [4].
Рекомендуем к прочтению:
Психологические изменения в личности старого человека. Психологический
портрет старого человека
Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старо ...
Проблемы вступления в повторный брак
В России, по мнению А. Синельникова, основная причина «вторичного безбрачия» в том, что очень мало повторных браков. Женщин вступает в повторный брак менее одной трети, мужчин – меньше половины. Исследования показывают, что вторично вступ ...
Исследование по определению факторов удовлетворенности работой
Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:
1) успешность выполнения работы;
2) установление хороших отношений с коллегами;
3) получение самоудовлетворения от работы.
Инструкци ...