Становление коммуникативной сферы у дошкольниковСтраница 1
Коммуникативная сфера в ходе онтогенеза претерпевает существенные изменения. В связи с этим проанализируем ход ее становления в разные возрастные периоды.
Младенчество - период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет как органические потребности ребенка, так и потребность в разнообразных впечатлениях.
В комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому, явное удовлетворение от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества.
К четырем - пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Ребенок начинает различать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.
Потребность в эмоциональном общении может приводить к отрицательным проявлениям.
Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его оставляют одного.
При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.
Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся способность подражать действиям взрослого. Она открывает все расширяющиеся возможности обучения.
Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития.
Раннее детство (от года до трех лет). В этом периоде ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с близким окружением (мамой, папой, бабушкой и др.) он постепенно овладевает нормативным поведением.
Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью.
Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям пробуждает его постоянно обращаться к взрослым. Обратиться и получить необходимую помощь он может только речевым общением.
Ребенок в возрасте от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается, когда ребенок включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или, задавая вопросы.
Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и соревнования.
Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю.
Дошкольный возраст (с трех до семи лет).
Формы общения между дошкольниками отличается от тех, которые свойственны малышам. Дети становятся самостоятельными, и у каждого появляются свои манеры общениями со сверстниками и родителями. Тесные контакты с родителями постепенно ослабевают, и все большее значение приобретают их отношении со сверстниками, воспитателями детского сада и другими людьми.
Дошкольники лучше, чем малыши контролируют свое поведение и с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой - то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает.
Рекомендуем к прочтению:
Причины эмоционального неблагополучия у дошкольников. Формы проявления
эмоционального неблагополучия
Формы проявления эмоционального неблагополучия и причины эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
В данном параграфе поставлена цель раскрыть, формы эмоционального неблагополучия. Выяснить, что же является причиной их ...
Теоретические аспекты исследования самооценки и
мотивационной сферы у руководителей мужского и женского пола.
Самооценка личностных качеств у мужчин и женщин
Самооценки личностных качеств. Этот вопрос можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно сравнивать, какие положительные и отрицательные качества находят у себя мужчины и женщины, т. е. как они представляют свой Я-образ, у кого он ...
Основные выводы по результатам эмпирического исследования
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.
1.Представления об идеальном партнере у юношей и девушек практически совпадают между собой. Совпадение достигает 70 и более процентов, что указыв ...