Результаты эмпирического исследования, их
обсуждениеСтраница 1
Методика Шмальта [2, с. 18] позволяет провести анализ 26 параметров мотивации достижения у младших подростков. Она позволяет не только определить уровень трех мотивационных тенденций – «Надежды на успех», «Боязни неудачи - 1» и «Боязни неудачи - 2», характерных для личности в целом, но и выявить особенности мотивации достижения в разных видах деятельности.
В методике предусмотрена оценка нескольких дополнительных показателей, которые характеризуют внутреннюю структуру каждой из мотивационных тенденций. Так, например, тенденция «Надежда на успех» может быть рассмотрена как сложное психологическое образование, включающее в себя составляющие «Концепт хороших способностей», «Уверенность в выполнении трудных заданий» и «Привлекательность достижений». Из сочетания этих параметров складывается индивидуально своеобразный профиль мотивации достижения у конкретного человека.
Для проверки гипотезы о существовании различий в структуре мотивации достижения у детей, имеющих с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, мы использовали непараметрический критерий Манна - Уитни. Непараметрический критерий Манна – Уитни позволяет оценить достоверность различий в уровне исследуемого признака между двумя группами испытуемых. Мы использовали непараметрический критерий поскольку, он пригоден для сравнения выборок, как соответствующих закону нормального распределения исследуемого признака, так и не соответствующего этому закону.
На этапе сравнительного анализа была использована компьютерная система обработки данных SPSS-13, что существенно облегчило процесс обработки полученных данных [19, с. 158].
Результаты статистического анализа проведенного с помощью критерия Манна - Уитни представлены в Приложении №2.
Согласно этим результатам, статистически достоверные различия (р<0,01, р<0,05) выявлены по следующим параметрам: «Боязнь неудачи 1», «Активное избегание», «Я- концепция недостаточности способностей», «Достижения».
Показатель «Боязнь неудачи-1» достоверно выше в группе испытуемых с задержкой психического развития.
«Я - концепция недостаточности способностей» и «Активное избегание неудачи», связанное с уклонением от выполнения заданий, проявлением негативных реакции при выполнении заданий в разных сферах деятельности, также сильнее представлена в группе испытуемых №1.
Различия, выявленные между испытуемыми двух групп, свидетельствуют о том, что тенденции избегания являются более укорененными в структуре мотивации детей с задержкой психического развития, по сравнению со здоровыми сверстниками. Можно предположить, что они более тяжело поддаются целенаправленному изменению.
Сравнительный анализ выраженности мотивационных тенденций в разных сферах деятельности показывает, что достоверные различия (р < 0,05) существуют по параметру «Боязнь неудачи-1» во всех сферах, кроме учебной деятельности. В сфере учебной деятельности выявлены менее значимые различия в оценке собственных способностей. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что сфера учебная деятельности является наиболее напряженной, способствующей снижению самооценки ребенка и для учащихся общеобразовательных школ.
Рекомендуем к прочтению:
Самосознание и целостность я
Человек на протяжении всей жизни строит, достраивает и перестраивает собственную личность. Весь опыт его жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде убеждений и ценностей, которые регулируют восприятие понимание окружающего ...
Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских
качеств. Характеристика объекта исследования
Свое исследование я проводил в студенческой группе специальности «Управление персоналом», будущая профессия которых – менеджер по персоналу.
Цель моего социологического исследования заключается в том, чтобы определить лидеров данной груп ...
Циклотимический тип
Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характер ...