Результаты эмпирического исследования, их
обсуждениеСтраница 2
В целом, в структуре мотивации достижения у подростков с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников выявлены как сходство, так и различия.
Для всех учащихся наиболее значимой сферой деятельности является сфера учебы. В этой сфере мотивационное напряжение наиболее выражено. В сфере учебы с наибольшей силой проявляются тенденции избегания неудачи: БН1 и БН2. Характерно, что сфера обучения является единственной сферой, в структуре жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ, в которой показатели «Боязни неудачи- 1» выше, чем показатели «Боязни неудачи-2».
В обеих группах испытуемых второе место по значимости принадлежит деятельности спорта, третье - самоутверждению.
Наименее значимыми сферами достижения являются предметно– манипулятивная, помощи и музыки.
В этих сферах значительно сильнее по сравнению с тенденциями избегания выражена «Надежда на успех».
Достоверные различия выявлены меду группами по параметру «Боязнь неудачи-1». Этот показатель достоверно выше в группе испытуемых с задержкой психического развития во всех сферах кроме учебной. Это является признаком того, что тенденции избегания более укоренены в сфере самосознания и поведения детей с ЗПР и прочнее встроены в регулятивные самооценочные механизмы.
На гистограмме 1
(приложение №3) представлены результаты, отражающие выраженность тенденции «Надежда на успех» в разных сферах деятельности у испытуемых двух групп.
Сравнительный анализ результатов показывает, что показатели «Надежды на успех» несколько выше у учащихся, имеющих задержку психического развития.
Эта тенденция сохраняется во всех сферах деятельности.
На гистограмме 2
(приложение №3) представлены усредненные показатели мотивационной тенденции «Боязнь неудачи-1» в двух группах испытуемых.
Показатели мотивационной тенденции БН1 во всех сферах деятельности у испытуемых с задержкой психического развития выше, чем у испытуемых- учащихся общеобразовательной школы.
На гистограмме 3
(приложение №3) представлено соотношение показателей «Боязни неудачи -2» у испытуемых двух групп в разных сферах деятельности.
Самые высокие показатели этой мотивационной тенденции «Боязнь неудачи-2» зафиксированы у учащихся с задержкой психического развития в сфере самоутверждения. Это свидетельствует о том, что в сфере самоутверждения подростки с ЗПР в наименьшей мере рассчитывают на поддержку и помощь значимых взрослых, опасаются негативных оценок с их стороны. У испытуемых группы №2 в сфере самоутверждения достоверно более низкие показатели мотивационной тенденции «Боязнь неудачи - 2».
Относительно других сфер показатели «Боязнь неудачи - 2» у испытуемых обеих групп выше в учебной деятельности и спорте.
В сфере помощи также страх перед неудачей, связанный с негативной оценкой значимых взрослых, выше у детей, имеющих ЗПР. Можно предположить, что эти дети чаще встречают неодобрительную оценку взрослых при попытках оказания помощи.
В целом по результатам эмпирического исследования особенностей мотивации достижения у детей с задержкой психического развитии и учащихся общеобразовательных школ можно сделать следующие выводы.
Рекомендуем к прочтению:
Литературный обзор. Проблема способностей в психологии
Как сложное и многоплановое образование, способности могут изучаться различными науками: психологией, педагогикой, экономикой, эстетикой и т.д. Особенность исследования проблемы способностей конкретными науками состоит в том, что та или и ...
Теории развития личности
Начнем с вопроса, как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем о ...
Дисциплина как средство профилактики конфликтов
Служба в органах внутренних дел является специфическим видом профессиональной деятельности, которая характеризуется повышенной нагрузкой на психо-эмоциональную сферу человека. Взаимоотношения между людьми - это естественный социально-псих ...