Анализ полученных результатовСтраница 1
Эмпирические данные, полученные с помощью "Методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей" (МЭДИС), представлены в таблицах 1 и 2 (см. Приложение). Они подверглись количественному и качественному анализу, в ходе которого сопоставлялись результаты выполнения заданий отдельно по каждому субтесту испытуемыми обеих групп. Целью этого сопоставления было обнаружение статистически значимых различий в уровне выраженности различных аспектов интеллектуальных способностей между дошкольниками с речевыми нарушениями и с нормальным речевым развитием. С той же целью сравнивались индивидуальные значения общего показателя интеллектуальных способностей.
В результате проведенного количественного анализа с помощью статистической обработки экспериментальных данных было выявлено два параметра, проявления которых у двух групп испытуемых значимо различались.
Во-первых, это выполнение IY субтеста, который, как уже говорилось, направлен на выявление математических способностей. Средний балл (по группе) выполнения этого субтеста в контрольной группе почти в три раза выше аналогичного в экспериментальной группе (2,1 балла и 0,73 балла соответственно)
Во-вторых, это значения общего показателя интеллектуальных способностей. Среднегрупповое значение в контрольной группе более чем в полтора раза превышает такое же в экспериментальной ("речевой".
В обоих случаях результаты, полученные в контрольной группе (дети с нормальным речевым развитием), оказались достоверно выше результатов, полученных в экспериментальной ("речевой" группе детей с речевыми нарушениями).
В качестве математического инструментария использовался Q-критерий Розенбаума. С его помощью было обнаружено, что различия между группами в выполнении IY субтеста статистически значимы (при p<0,05). Различия между группами в выраженности значений общего показателя интеллектуальных способностей ещё более достоверны (при p<0,01).
Таблица 1
Сравнительная таблица средних (по группе) значений выполнения испытуемыми ЭГ и КГ каждого субтеста и общего показателя по МЭДИС
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
Общ. показ. | |
ЭГ |
3,3 |
1,1 |
1,9 |
0,73 |
7,1 |
КГ |
3,9 |
2,3 |
3,4 |
2,1 |
11,5 |
Достоверность различий |
не значимы |
не значимы |
не значимы |
значимы p<0,05 |
значимы p<0,01 |
Состав экспериментальной группы по степени выраженности речевых нарушений оказался неоднородным: в группу вошли дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и с общим недоразвитием речи (ОНР). В связи с этим представляет интерес внутригрупповой анализ выполнения субтестов МЭДИС испытуемыми экспериментальной группы.
Таблица 2
Сравнительная таблица средних значений (по подгруппам) выполнения испытуемыми экспериментальной группы с разными речевыми нарушениями (ФФН и ОНР) каждого субтеста и общего показателя по МЭДИС
Подгруппа |
Кол-во (чел) |
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
Общий показатель |
ФФН |
8 |
3,8 |
1,1 |
2,3 |
0,8 |
7,9 |
ОНР |
7 |
2,7 |
1,1 |
1,6 |
0,7 |
6,1 |
Достоверность различий |
значимы p<0,05 |
не значимы |
не значимы |
не значимы |
значимы p<0,01 |
Рекомендуем к прочтению:
Предпосылки формирования личности серийного убийцы
Можно рассматривать отчуждение личности как психологическую предпосылку преступного поведения.
Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психо ...
Определить виды эксперимента (по трем критериям)
Первым критерием
является наличие или отсутствие формирующей цели.
В этом исследовании ученые применяли формирующий эксперимент,
целенаправленно воздействуя на испытуемых для формирования у них определенных качеств. Была поставлена цел ...
Ключевые понятия учения
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врач ...