Межличностные конфликты. Конфликт в организацииСтраница 1
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.).
Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.
Понятие организации и конфликтов в ней
Организация как социальный институт имеет ряд основных признаков:
• объединение в своем составе не менее двух человек;
• наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она создана;
• совместный труд в интересах общей цели;
• наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.
Исходя из этого, можно дать следующее определение организации:
Организация — это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели.
Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.
Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды.
Факторы внутренней и внешней среды организации могут становиться причиной конфликтов.
Конфликты в организации — это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.
При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю среду организации, интересы и ценности субъектов социального взаимодействия, но и ее внешнюю среду.
Классификация конфликтов в организации
Многообразие конфликтов в организации можно представить в виде табл. 1.
Управление конфликтами в организации
Содержание управления конфликтами в организации зависит от их конкретных типов (см. табл. 12.1). В целом для каждого из них может быть применен один из вариантов управления, представленный в темах 9 и 10, но в процессе управления конфликтами внутри организации важно учитывать и некоторые особенности.
Таблица 1 Типы конфликтов в организации
№ п/п |
Основная классификация |
Типы конфликтов |
Причины | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Субъекты конфликта |
Межличностные конфликты: а) по вертикали (руководитель— подчиненный); б) по горизонтали (между субъектами одного иерархического уровня управления) |
Весь комплекс межличностных причин (см. таблицу 2) | |||
Межгрупповые конфликты: а) между структурными подразделениями; б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами, в) между руководством организации и персоналом, г) между администрацией и профсоюзами |
Распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях; неудовлетворительные условия труда; нарушения трудового законодательства; нарушение договорных обязательств | |||||
Конфликты типа «личность—группа»: а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения |
См. табл. 3 | |||||
2 |
Источники конфликта |
Структурные конфликты (конфликты между структурными подразделениями. |
Противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта | |||
Например, между производственными отделами и отделами маркетинга, бухгалтерией и основными подразделениями и др.) | ||||||
Инновационные конфликты (конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями) |
Изменение организационной структуры; ошибки в распределении функций; нарушения привычных норм, правил взаимоотношений; несоответствие квалификации работников инновационным изменениям | |||||
Позиционные конфликты (конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации) |
Различие в задачах и целях; групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации | |||||
Ресурсные конфликты (конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов) |
Ограниченные ресурсы; нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов | |||||
Динамические конфликты (конфликты, обусловленные социально-психологической динамикой организации) |
Социально-психологические причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации | |||||
3 |
Тип функциональной системы |
Организационно -технологические конфликты |
Рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Конфликты в социально-экономической системе организации |
Неудовлетворительная заработная плата; задержка и невыплата заработной платы за произведенный труд; увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовершенная система стимулирования; просчеты со стороны руководства организации в финансово-экономической деятельности; дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями | |||||
Конфликты в административно -управленческой системе |
Экономические и организационно-технологические причины (названные выше); невыполнение руководством своих обещаний, нарушение договорных обязательств; неполная информация о реальном состоянии дел в организации | |||||
Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации |
Противоречия в системе формальных и неформальных отношений; столкновение формальных и неформальных интересов; несовпадение формальных и неформальных методов решения задач. | |||||
Конфликты, связанные с функционированием социально -психологической системы отношений |
Нарушение сложившейся системы формальных и неформальных отношений в группе; нарушение групповых норм; борьба за лидерство; столкновение групповых интересов, целей, ценностей | |||||
Рекомендуем к прочтению:
Процесс формирования личности подростка и особенности его развития
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.
Социали ...
Методы управления стихийными группами
Главную роль в нашей психике играет подсознание, или бессознательное. Это то, где рождаются наши мысли, желания, поступки, какие-то устремления, то, из чего в последующем складывается поведение человека. Можно сказать, что приемы воздейст ...
Функции представлений
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сиг ...