Межличностные конфликты. Конфликт в организацииСтраница 2
Таблица 2
№ п/п |
Сфера проявления |
Типы конфликтов |
Причины |
1 |
Коллектив (организация) |
Руководитель-подчиненный Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные |
Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.) |
2 |
Семья |
Супружеские конфликты Родители—дети Супруги—родственники |
Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи |
3 |
Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.) |
Гражданин—общество Гражданин—чиновник и т. п. |
Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура |
Таблица 3 Классификация конфликтов типа «личность — группа»
Вариант конфликта |
Возможные причины |
Руководитель — коллектив |
Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров |
Рядовой член коллектива — коллектив |
Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу |
Лидер — группа (микрогруппа) |
Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания |
Особое место в управлении организационными конфликтами занимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. В социологии конфликта разработана методика оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности. Данный показатель выявляется с помощью факторного анализа по формуле (Александрова, 1993, с. 78-79):
К = *,+*,+- + *.
где К — коэффициент социальной напряженности; х1 + х2 + . + хп — факторы неудовлетворенности (заработной платой, условиями труда, стилем управления и т. д.); Р — количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.
Шкала оценки конфликтности:
• К < 20 % — удовлетворительное состояние отношений;
Рекомендуем к прочтению:
Сущность и структура коммуникативной культуры в
психолого-педагогических исследованиях
Термин "культура" относится к числу самых многозначных, и объясняется это тем, что сама культура - крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Именно поэтому ее изучают многие науки, каждая ...
Опыт организации и проведения мероприятий по
формированию компетенции ответственности. Поэтапное
проведение мероприятий по формирования компетенции ответственности
Одной из задач нашего исследования явилась разработка на основе эмпирического опыта теоретической модели формирования и профессионально ответственного отношения личности, или, другими словами, развитие профессиональной компетенции ответст ...
Речевые нарушения у детей
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатком звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй ...