Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Методы экспериментального исследования. Краткое описание диагностических методик
Страница 2

Материалы » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Методы экспериментального исследования. Краткое описание диагностических методик

2. Тест «Круги»

Данный тест относится к серии методик, выявляющих особенности познавательной сферы младшего школьника. С помощью теста «Круги» могут быть также измерены свойства креативности. Измеряется скорость мышления, гибкость мышления и оригинальность. Ребенок может использовать следующие темы (гибкость мышления):

1. Вселенная: солнце, луна, планета…

2. Природа: цветы, деревья, животные…

3. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса…

4. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз…

5. Быт: еда, одежда и предметы домашнего обихода…

6. Народное творчество, сказочные образы: колобок, снежная баба, Чебурашка, Винни-Пух…

7. Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски…

8. Экономика: монетки…

9. Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали…

Перед началом исследования дается инструкция испытуемому: «Дорисуй 20 кругов таким образом, чтобы получились предметы и явления, основа которых круг». Для примера экспериментатор на доске дорисовывает круг и получает «солнце».

Форма проведения: индивидуальная.

Обработка результатов:

1. Скорость мышления определяется количеством рисунков.

2. Гибкость мышления определяется количеством тем.

3. Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки.

Система баллов:

1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще, 2 балла – рисунок встречается у меньшей части группы, 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.

3. Метод экспертной оценки интеллектуальных и личностных особенностей одаренных детей.

Методу экспертной оценки могут подвергаться различные стороны школьной жизни, в том числе и различные аспекты развития детей. Экспертная оценка дает ясную картину мнения педагогического коллектива по тому или иному вопросу.

Так, с помощью данного метода можно определить мнение педагогического коллектива по вопросу личностных и интеллектуальных особенностей учеников, входящих в состав определенного класса.

Достоинство данного метода состоит в его гибкости и краткости проведения, что очень важно при работе с педагогами, рабочий день которых очень загружен.

Педагога, работающего с интересующим нас первым классом, просят оценить по пятибалльной шкале интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.

Данные особенности включают в себя:

1. Гибкость мышления

а) быстрое усвоение знаний

б) быстрое обнаружение мышления

в) широта переноса

г) легкость усвоения

2. Любознательность, активность

а) интерес к учебе

б) интерес ко всему новому

в) активность на уроке

г) исследовательская активность

д) интерес к самым разнообразным вопросам жизни

3. Оригинальность

а) непохожесть

б) нестандартность

в) неожиданность предлагаемых решений

4. «Сила Я»

а) самодостаточность

б) самоконтроль

в) уверенность в себе

г) уверенность в своих решениях

д) самостоятельность

е) неконформность

Данные параметры были выделены нами на основании анализа психологической литературы (см. главу 1 параграф 1.2.).

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Сверхнормативный уровень профессионально ответственного отношения
Добровольное осознанное принятие ответственности как необходимости добросовестно выполнять профессиональные обязанности; понимание добросовестного отношения к своим обязанностям как «нравственного приоритета», соответствующего интересам к ...

Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза. Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
Рассматривая технологию как законосообразную педагогическую деятельность, мы еще раз выделяем в качестве ведущей характеристики личностно-развивающей педагогической ситуации ее диалогичность. Диалог как универсальная естественная форма ч ...

Теоретическое обоснование проблемы формирования компетенции ответственности у обучающихся. Квалификация и профессиональные компетенции
Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепц ...