Методы экспериментального исследования. Краткое описание
диагностических методикСтраница 2
2. Тест «Круги»
Данный тест относится к серии методик, выявляющих особенности познавательной сферы младшего школьника. С помощью теста «Круги» могут быть также измерены свойства креативности. Измеряется скорость мышления, гибкость мышления и оригинальность. Ребенок может использовать следующие темы (гибкость мышления):
1. Вселенная: солнце, луна, планета…
2. Природа: цветы, деревья, животные…
3. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса…
4. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз…
5. Быт: еда, одежда и предметы домашнего обихода…
6. Народное творчество, сказочные образы: колобок, снежная баба, Чебурашка, Винни-Пух…
7. Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски…
8. Экономика: монетки…
9. Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали…
Перед началом исследования дается инструкция испытуемому: «Дорисуй 20 кругов таким образом, чтобы получились предметы и явления, основа которых круг». Для примера экспериментатор на доске дорисовывает круг и получает «солнце».
Форма проведения: индивидуальная.
Обработка результатов:
1. Скорость мышления определяется количеством рисунков.
2. Гибкость мышления определяется количеством тем.
3. Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки.
Система баллов:
1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще, 2 балла – рисунок встречается у меньшей части группы, 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.
3. Метод экспертной оценки интеллектуальных и личностных особенностей одаренных детей.
Методу экспертной оценки могут подвергаться различные стороны школьной жизни, в том числе и различные аспекты развития детей. Экспертная оценка дает ясную картину мнения педагогического коллектива по тому или иному вопросу.
Так, с помощью данного метода можно определить мнение педагогического коллектива по вопросу личностных и интеллектуальных особенностей учеников, входящих в состав определенного класса.
Достоинство данного метода состоит в его гибкости и краткости проведения, что очень важно при работе с педагогами, рабочий день которых очень загружен.
Педагога, работающего с интересующим нас первым классом, просят оценить по пятибалльной шкале интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.
Данные особенности включают в себя:
1. Гибкость мышления
а) быстрое усвоение знаний
б) быстрое обнаружение мышления
в) широта переноса
г) легкость усвоения
2. Любознательность, активность
а) интерес к учебе
б) интерес ко всему новому
в) активность на уроке
г) исследовательская активность
д) интерес к самым разнообразным вопросам жизни
3. Оригинальность
а) непохожесть
б) нестандартность
в) неожиданность предлагаемых решений
4. «Сила Я»
а) самодостаточность
б) самоконтроль
в) уверенность в себе
г) уверенность в своих решениях
д) самостоятельность
е) неконформность
Данные параметры были выделены нами на основании анализа психологической литературы (см. главу 1 параграф 1.2.).
Рекомендуем к прочтению:
Сверхнормативный уровень профессионально ответственного отношения
Добровольное осознанное принятие ответственности как необходимости добросовестно выполнять профессиональные обязанности; понимание добросовестного отношения к своим обязанностям как «нравственного приоритета», соответствующего интересам к ...
Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние
на профессиональную подготовку студентов вуза. Диалогичность как универсальная характеристика личностно
ориентированных образовательных технологий
Рассматривая технологию как законосообразную педагогическую деятельность, мы еще раз выделяем в качестве ведущей характеристики личностно-развивающей педагогической ситуации ее диалогичность.
Диалог как универсальная естественная форма ч ...
Теоретическое обоснование проблемы формирования
компетенции ответственности у обучающихся. Квалификация и профессиональные компетенции
Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепц ...