Методы экспериментального исследования. Краткое описание
диагностических методикСтраница 1
Для реализации поставленных задач был использован следующий набор методик:
1. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISK
Данная методика предназначена для измерения уровня интеллектуального развития детей в возрасте от 5 до 16 лет.
Основной вариант методики Д. Векслера был создан в Соединенных Штатах Америки в 1949 г. Был адаптирован применительно к условиям нашей страны А.Ю.Панасюком на группе здоровых детей и детей-олигофренов. Технический перевод осуществлен в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. Бехтерева.
Коэффициенты валидности текущей (по связи с критериями академической успеваемости и оценкам профессиональной деятельности) составили 0,3 для невербальных субтестов и 0,4 – 0,5 для невербальных.
Коэффициент корреляции с показателями шкалы умственного развития Стенфорд-Бине составляет около 0,8.
Коэффициенты надежности по полной шкале для всех возрастных выборок составили 0,97. Показатели по вербальной шкале во всех группах имели идентичные коэффициенты надежности, равные 0,96, а по шкале действия – 0,93.
Преимуществом теста Векслера является возможность получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры.
Методика состоит из 12 субтестов, разделенных на две равные по численности группы: вербальную и невербальную.
Вербальная шкала включает в себя такие субтесты, как «Общая осведомленность», «Понятливость», «Арифметический», «Аналогии-сходства», «Словарь», «Повторение цифр».
Невербальная шкала состоит из следующих субтестов: «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Составление фигур из кубиков» (Кубики Кооса), «Складывание объектов», «Лабиринт», «Кодирование».
Форма проведения: индивидуальная.
Обработка результатов тестирования проводилась с помощью системы баллов по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов. По суммам баллов мы определяли шкальные оценки вербального, невербального и общего интеллекта, по соответствующей таблице определяли коэффициенты всех трех видов интеллекта. Интерпретация IQ–показателей проводилась по схеме (табл. 1).
Таблица 1 Классификация IQ –показателей по Векслеру
IQ – показатель |
Уровень интеллектуального развития |
130 и выше |
Весьма высокий интеллект |
120-129 |
Высокий интеллект |
110-119 |
«Хорошая норма» |
90-109 |
Средний уровень |
80-89 |
Сниженная норма |
70-79 |
Пограничный уровень |
69 и ниже |
Умственный дефект |
Рекомендуем к прочтению:
Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение
человека в стрессовой ситуации. Организация и методы
исследования
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типу имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу.
Объектом исследования ...
Поведенческая и когнитивная психотерапия.
Поведенческая психотерапиярассматривает различные виды научения (обуславливания) как основные поведенческие техники. Суть оперантного обуславливания можно отразить следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатам ...
Организационные
конфликты и пути их преодоления
Для конфликтной ситуации характерно следующее: неспособность и нежелание выслушать и понять доводы противника; резкое возрастание эмоциональной напряжённости, выражающейся в агрессивности, неустойчивости и неконтролируемости реакций конфл ...