Методы экспериментального исследования. Краткое описание
диагностических методикСтраница 3
Таблица 2
Методика |
Показатель |
Психологическое содержание |
Анализ документов |
Возраст |
Показатель индивидной зрелости |
Группа здоровья |
Показатель индивидного ресурса | |
Тестирование психологической готовности к школе |
Рейтинг при поступлении |
Суммарный показатель репродуктивных интеллектуальных способностей и моторики |
Отметка по чтению |
Уровень знаний, умений, навыков | |
Отметка по русскому языку |
Уровень знаний, умений, навыков | |
Отметка по математике |
Уровень знаний, умений, навыков | |
Метод экспертной оценки |
Гибкость мышления |
Быстрое усвоение знаний, быстрое обнаружение решений, широта переноса, легкость усвоения |
Любознательность, активность |
Интерес к учебе, интерес ко всему новому, активность на уроке, исследовательская активность, интерес к разным вопросам жизни | |
Оригинальность |
Непохожесть, нестандартность, неожиданность предлагаемых решений | |
Сила «Я» |
Самодостаточность, самоконтроль, уверенность в себе и своих решениях, самостоятельность, неконформность | |
Тест «Круги» |
Скорость мышления |
Динамическая характеристика мыслительной деятельности |
Гибкость мышления |
Способность свободно переходить от конкретного мыщления к абстрактному | |
Оригинальность |
Способность отказаться от стереотипа, непохожесть, нестандартность | |
Адаптированный вариант детской методики Д. Векслера WISC |
I субтест «Общая осведомленность» |
Изучение кругозора ребенка, его самых общих знаний и представлений об окружающем мире, а также его долговременной памяти |
II субтест «Понятливость» |
Анализ способности ребенка к суждению, эффективному применению знаний в конкретной жизненной ситуации, способности к самостоятельному принятию решений, а также понимания им социальных норм, социальной зрелости ребенка; изучение абстрактного мышления. | |
III субтест «Арифметический» |
Оценка навыков устного счета, умения оперировать числами, выполнять основные арифметические действия, быстро ориентироваться в условии и качественно решать арифметические задачи; изучение концентрации внимания. | |
IV субтест «Аналогии- сходства» |
Оценка способности к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, сравнению (изучение способности ребенка выделять существенные признаки различных понятий и явлений, способности находить аналогии и сходства между отдельными понятиями). | |
V субтест «Словарь» |
Анализ словарного запаса ребенка, его умение давать четкие определения различным понятиям, понимание им значения часто употребляемых слов. | |
VI субтест «Повторение чисел» |
Изучение кратковременной и оперативной памяти, способности запоминать и воспроизводить безошибочно ряды цифр различной длины в прямом и обратном порядке; изучение объема и избирательности воспроизведения. | |
VII субтест «Недостающие детали» |
оценка наблюдательности ребенка, особенностей его восприятия, умения выделять существенные детали различных предметов на наглядном уровне. | |
VIII субтест «Последовательные картинки» |
Исследование способности ребенка выделять последовательность событий, способности понимать ситуацию и предвосхищать события; косвенная оценка сформированности регулирующей функции речи. | |
IX субтест «Составление фигур из кубиков» (кубики Кооса) |
Анализ особенностей конструктивного мышления ребенка, способности переводить элементы восприятия в элементы конструкции, изучение пространственного анализа и синтеза. | |
XI субтест «Кодирование» |
Изучение способности ребенка к распределению внимания, уровня его работоспособности, степени усвоения зрительно-двигательных навыков. | |
XII субтест «Лабиринт» |
Исследование зрительно-двигательной координации ребенка, сформированности мелкой моторики, способности к планированию деятельности, составлению плана действий, пространственной ориентировки. |
Рекомендуем к прочтению:
Адаптация опросника. Другие клинические опросники
Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных - Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывает ...
Какие особенности эксперимента как метода проявились в данном исследовании
(обосновать свой ответ)
Основные особенности эксперимента как метода, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. 1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный по ...
Бихевиоризм
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее обучающееся существо, запрограммированное на определенные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно моделировать нужное пове ...