ЗаключениеСтраница 1
Исследование духовно-нравственных аспектов мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи показали усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Сейчас у большинства подростков образ будущего не сформирован, а представления о возможной благополучной и зажиточной жизни достаточно поверхностны и размыты. В работах отечественных психологов подчеркивается значительная роль первичных молодежных групп и основных коллективов в формировании у индивида образа мира и своего места в нем; установлено, что обстоятельства места жизни молодежи во многом зависят от развития страны в целом, поэтому очень важно определить роль общественных факторов в формировании мироощущения и самоопределения подрастающего поколения, особенно в условиях коренных изменений в России как в области внутреннего, так и внешнего положения [58]. В связи с тем, что мироощущение и социальное самоопределение взаимосвязаны как две стороны сознания, представляется целесообразным выявлять условия их формирования для обеспечения успешности социализации личности.
В рамках проведенного социально-психологического исследования мироощущения и социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред было выявлено, что помимо таких факторов, как нравственная зрелость личности и уровень развития учебной группы, на изучаемые феномены оказывает существенное влияние социальная и образовательная среды. Установлено, что в традиционной среде и в условиях социально-психологической депривации по-разному формируются духовно-нравственные детерминанты мироощущения и социального самоопределения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме и результаты проведенного социально-психологического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. представления о феномене «свобода» в структуре мироощущений подростков из традиционной социальной среды характеризуется личностной пристрастностью, значительным многообразием и достаточно выраженной рефлексией; у подростков из обедненной социальной среды – приземленностью, практической направленностью и достаточно выраженной рефлексией;
2. различные социальные среды влияют на социальные установки к пониманию мироощущения, социального самоопределения, свободы: с одной стороны – на ответственность за свои действия, а с другой – на эгоизм и индивидуализм;
3. удовлетворенность жизнью подростков также обеспечивается мобильностью социальной среды и оценивается в основном как хорошая и средняя, причем у подростков из интерната возрастает удельный вес зоны хорошего самочувствия над всеми прочими, в то время как у их сверстников их средней школы наблюдается более классический вариант нормального распределения признака;
4. духовно-нравственные и потребительские аспекты представлений о свободе детерминируются уровнем субъектности групп и индивидов в обычных и обедненных социальных средах;
5. структура представлений об идеалах и кумирах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов;
6. на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни у современной молодежи, подчас не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму;
Рекомендуем к прочтению:
Духовные технологии Живорада Славинского
Более 25 лет Живорад Славински [39] посвятил поискам работающих методик для успешного и быстрого решения проблем человеческой психики и для перехода на новый уровень духовного развития. В процессе своих поисков, Живорад Славинский обращал ...
Варианты деления темпераментов на типы по психомоторным и эмоциональным
критериям
В процессе исследований четырех основных типов темперамента (по Гиппократу) были выявлены некоторые общие для каждого из типов свойства.
Сангвиник
(в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно д ...
Модус бытия
Понятие «быть».
Понятие «иметь» относится к вещам, а вещи конкретны и поддаются описанию. Понятие «быть» относится к переживаниям, а их в принципе невозможно описать.
Легко описать, например, то, что называют словом «persona»: это маска ...