Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста с ЗПРСтраница 2
Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления [59].
Коррекционно-развивающие занятия проводились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР. Проведенная работа носила комплексный характер, который подразумевал под собой создание оптимальных условий для развития наглядно-образного мышления на коррекционно-развивающих занятиях с использованием дидактических игр.
Проведение формирующего эксперимента данного исследования основывалось на следующих принципах:
1. Обучение детей в игровой форме.
2. Подача материала с постепенным усложнением (от простого к сложному).
3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития каждого ребенка (личностно-ориентированный подход).
4. Учет степени сложности имеющегося дефекта в развитии.
5. Использование разнообразных методов (наглядных, словесных, практических) и приемов в процессе коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая программа (Таблица 1) включала проведение групповых занятий (10), в процессе которых психолог решал следующие задачи:
· повышение интереса к умственному труду и познавательной деятельности;
· обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
· развитие ориентировочно-исследовательской деятельности;
· формирование способности к осуществлению мыслительных операций без непосредственной опоры на практические действия;
· формирование умения вычленять признаки сходства и различия предметов, т.е. осуществлять их сравнение;
· формирование понимания детьми последовательности событий, временных и причинно-следственных связей и отношений;
· развитие вербальных и невербальных средств общения;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения;
· развитие высших психических функций (внимания, памяти, речи и др.);
· закрепление полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности.
1 этап – развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках (примерное занятие)
Цели занятия:
· развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении;
· развитие умения декодировать информацию;
· развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
1. «Чего не хватает?»
Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал: карточка с заданием.
Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть кар точку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.
2. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.
Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попро буйте по плану найти ее».
3. «Достань мяч»
Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками.
Описание задания. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
Описание.
1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).
2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).
3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).
Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические аспекты отношения педагога в обучении младших школьников. Социометрический статус младших школьников как
психолого-педагогическая проблема
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ре ...
Исполнительский уровень профессионально ответственного отношения
Добросовестное отношение к выполнению профессиональных обязанностей рассматривается как фактор, обеспечивающий личную стабильность, материальное благополучие и удовлетворенность трудом; четко осознаются последствия безответственных поступ ...
Вывод
Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семе ...