Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста с ЗПРСтраница 3
5. «Полей цветочек!»
Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один – цветущий, другой – увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой.
Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения психолог говорит: «Вспомните, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого дети затрудняются выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем дети рассказывают о наблюдаемых действиях, т.е. фиксируют последовательные действия в речи. После этого дети снова выполняют задание в наглядно-образном плане.
6. Подведение итогов занятия.
2 этап – развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования (примерное занятие)
Цели занятия:
· развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов;
· развитие умения владеть действиями замещения;
· развитие умения декодировать информацию;
· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук;
· обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
1. «Найди похожие!»
Цель: развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.
Оборудование: на каждого играющего – мешочек с игрушками: ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка, поднос.
Описание задания. Дети садятся вокруг столов и каждому ребенку дают мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, домик, машинка, божья коровка, мышка). Психолог говорит, что у каждого ребенка в мешочке лежит предмет определенной формы. К этому предмету надо подобрать предметы (или игрушки), похожие по форме на предмет, который находится в мешочке. Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. Затем они ходят по группе и каждый самостоятельно подбирает предметы или игрушки и кладет их в свой мешочек. После того, как дети найдут несколько предметов (не менее 5), каждый должен высыпать их на поднос и рассказать о том, чем подобранные им игрушки похожи на тот, который был в мешочке, т.е. обосновать в речи свой выбор предметов и свои действия. В случае затруднения психолог помогает ребенку выделить форму в его предмете, называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2 – 3 предмета. Затем психолог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета определенной формы.
2. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на ко торой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.
Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попро буйте по плану найти ее».
3. Игра «Зеркало»
Цель: развитие умения владеть действиями замещениями.
Ход игры. Психолог приглашает детей в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные, стоя в кругу, произносят:
«Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Сашенька покажет,
Будем дружно выполнять!»
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения (шагает как солдат, машет руками, как птичка крылышками, руки на пояс и идет на носочках и т.д.), остальные дети повторяют. Затем в центр круга выбирается другой ребенок, который должен показывать другие движения и т.д.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.
Описание.
1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз – руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2 – 3 раза).
2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямись, делая выдох.
3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох. Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3 – 4 раза).
5. «Улыбка»
Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Описание задания. Дети попеременно улыбаются, затем рас слабляют мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз.
Рекомендуем к прочтению:
Модус бытия
Понятие «быть».
Понятие «иметь» относится к вещам, а вещи конкретны и поддаются описанию. Понятие «быть» относится к переживаниям, а их в принципе невозможно описать.
Легко описать, например, то, что называют словом «persona»: это маска ...
Введение.
Цель моего реферата – показать всю сложность и многогранность природы человека. Человек – самое высокоорганизованное существо на Земле и поэтому его изучает много разных наук, которые часто переплетаются между собой, образуя новые. Филосо ...
Классификация самоубийств
Ш. Радо
известный психоаналитик ввел термин фаркомотимия - для своеобразного расстройства психики при котором наркотики употребляются с целью утомления физической боли. Наркотикам приписываются магические свойства. Токсические эффекты на ...