Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Методика и организация исследования
Страница 1

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Методика и организация исследования

На этапе экспериментального исследования перед нами стояла следующая цель: изучение особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Определение уровня отношения к другому в юношеском возрасте.

2. Выявление особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.

Диагностическая работа осуществлялась в 2008 году на базе ШГПИ. В исследовании принимали участие 17 человек, студентов 2 курса в возрасте от 18 до 22 лет (факультет КПиП).

Отношение понимается нами как целостно-структурное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Для диагностики когнитивного компонента применялась рисуночная методика "Я и мой друг" (В.О. Смирнова, В.Г. Утробина), модифицированной для юношеского возраста.

Эта методика используется для выявления представленности образа другого (сверстника) в сознании человека, для определения степени его значимости и его качественных характеристик (выявление степени децентрации ребенка и его представление о сверстнике, о его состояниях и переживаниях). Рисунок проводится индивидуально с каждым испытуемым. Процедура рисования продолжается в среднем 10-15 минут. Испытуемому предлагается лист бумаги, краски или карандаши на выбор, в которых обязательно имеется 6 основных цветов. Перед началом рисования экспериментатор проводит с испытуемым короткую беседу, задавая ему следующие вопросы:

1. У тебя есть друг?''

2. А кто для тебя самый лучший и близкий друг?

3. Сегодня мы будем рисовать друга, кого бы ты хотел нарисовать рядом с собой?

Нарисуй, пожалуйста, на этом листе себя и своего лучшего друга.

Когда рисунок был закончен, экспериментатор выясняет у испытуемого: "Кто изображен на рисунке?", "Где твой друг на рисунке, а где ты?" В случае необходимости, задаются и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.

При анализе рисунков выявляются и подсчитываются следующие показатели:

1) конкретная персонификация изображения, т.е. кого именно изображает испытуемый в качестве друга и принимает ли задачу вообще;

2) соотношение характера изображения образа себя и друга (в тех рисунках, где в качестве друг изображался сверстник).

При этом учитываются: а) сравнительный размер фигур (кто изображен большим по размеру Я-фигура или фигура сверстника), б) пространственное расположение фигуры Я и сверстника на листе бумаги и относительно друг друга, в) сравнительная прорисованность Я-фигуры и изображения сверстника, г) целостность изображения Я-фигуры и сверстника (особенности презентации отдельных частей тела, наличие дополнительных деталей и декор), д) цветовое оформление Я-фигуры и сверстника;

3) речевые комментарии в процессе рисования и после него.

При количественной обработке данных каждый из выделенных показателей подсчитывается в баллах от 0 до 4 в зависимости от степени проявления. Затем подсчитывается средний балл и выявляется значимость различий по каждому показателю (персонификации друга и представленности образа себя и сверстника в сознании испытуемого).

В рисунке "Я и мой друг" отражается представленность сверстника в сознание ребенка и соотнесении, сравнение его с собой, собой:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Интерпретация данных
Таким образом, по полученным результатам мы можем сделать следующие выводы. Мы определили, что с ростом модуса бытия повышается: 1. Сплоченность группы , что объясняется наличием у членов группы готовности к оказанию помощи в трудной си ...

2. низкая самооценка
1 2 3 4 5 3. конфликтность характера 1 2 3 4 5 4. неодобрение со стороны близкого окружения 1 2 3 4 5 5. неуверенность в себе, нерешительность 1 2 3 4 5 6. мяг ...

Отечественные ученые о проблеме эмоций
Одним из первых в России тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века поднял русский философ-идеалист и психолог Грот Н.Я. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассмат ...