Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском
возрасте. Методика и организация исследованияСтраница 3
Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу (табл. 1). Затем «сырые» баллы переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого (Приложение 3). Для удобства регистрации результатов можно использовать «Лист для ответов» (Приложение 2).
Стеновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл — «Индекс дисгармоничности отношений». Полученные значения переводятся к шкалу вторичных стенов (Приложение 3).
Таблица 1 (Ключи к опроснику СОМО)
Шкалы СОМО |
Номера утверждений |
Напряженность отношений (И) (в шкале 11 пунктов) |
4, 8, 11, 19,22,26,30,35,36,38, 40 |
Отчужденность в отношениях (О) (в шкале 11 пунктов) |
1,5,9, 12, 15,23,27,31,34,37, 39 |
Конфликтность в отношениях (К) (в шкале 9 пунктов) |
2,6, 13, 16, 18,20,24,28,32 |
Агрессия в отношениях (А) (в шкале 9 пунктов) |
3,7, 10, 14, 17,21,25,29,33 |
В данной методике при интерпретации полученных числовых величин используется перевод «сырых» баллов по каждой шкале в стандартные — стены. Нормативные таблицы перевода «сырых» значений в стены, для мужчин и женщин представлены в приложении 3.
Низкие значения по каждой шкале — это оценки от 1 до 3 стенов.
Средние значения — оценки от 4 до 7 стенов.
Высокие значения — от 8 до 10 стенов.(4)
Интерпретация итогового балла
Высокие значения — наличие дисгармонии в межличностных отношениях. Это отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.
Средние значения — отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.
Низкие значения — возможно, чрезмерно выражены сближающие чувства, такие как единство, общность между людьми, дружелюбие, добросердечие, признательность, уважение, любовь, что также говорит о дисгармонии в отношениях. Низкие значения могут свидетельствовать либо о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их), либо о неискренности в ответах.(4)
Рекомендуем к прочтению:
Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных
способностей
Самооценка является динамичным образованием. Представления человека о своей ценности складываются и уточняются в процессе деятельности и межличностного общения. Как уже говорилось ранее, принято выделять два вида самооценки: общую и частн ...
Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом
исследовании. Сущность общения и коммуникативных способностей
Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Проблемой общения занимаются социологи, философы, педагогические деятели.
Общение – сложный и весьма ...
Описание и анализ результатов
Нашу выборку составили 34 разведенные женщины не вступивших в повторный брак (группа 1) и 47 разведенных женщин вступивших в повторный брак (группа 2).
Результаты исследования уровня самооценки.
Таблица 1. Количественные показатели уров ...