Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Методика и организация исследования
Страница 2

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Методика и организация исследования

0 баллов - отсутствие сверстника;

1 балл - Я больше сверстника по размерам, лучше его прорисован и более теплыми цветами;

2 балла - Я и сверстник одинаково плохо или хорошо прорисованы, одного размера, одни похожие тона цветовой гаммы;

3 балла - Я значительно меньше сверстника по размерам, хуже прорисованы, одного размера без каких-либо деталей, использование холодные цветов для изображения себя, в отличие от сверстника изображенного более ярко.

Для диагностики эмоционального компонента отношения к другому использовалась методика «Способность к эмпатии» (по И.М.Юсупову) (21).

Цель: Выявление уровня эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Стимульный материал: Бланк с утверждениями

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений (см. прил.5.), приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты».

Прежде чем подсчитать полученные результаты, необходимо проверить степень откровенности, с которой отвечали испытуемые. Не ответили ли испытуемые «не знаю» на утверждения №№ 3, 9, 11, 13, 28, 36, -а также не пометили ли пункты №№ 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда?». Если это так, то испытуемые не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям испытуемые дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. После этого суммируются все баллы, приписанные ответам на пункты №№ 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32 и соотносится результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций (21). (см. прил. 6)

Для диагностики поведенческого компонента использовалась методика СОМО — «Субъективная оценка межличностных отношений» (по Духновскому С. В.) (4).

Цель методики — определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Предмет данной методики — напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.

Стимульный материал: Бланк с утверждениями, бланк для ответов.

Инструкция: необходимо, отвечая на каждое из 40 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «полностью несогласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в малой степени» — 2 балла, за ответ «согласен почти наполовину» — 3 балла, за ответ «согласен наполовину» — 4 балла, за ответ «согласен более чем наполовину» — 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» — 6 баллов и за ответ «согласен полностью» —7 баллов.

Для выведения интегральной оценки по каждой шкале было использовано суммирование чисело-ответов, поставленных испытуемыми в пунктах, относящихся к данной шкале.

Методика может применяться как в групповом, так и в индивидуальном варианте. Испытуемым предъявляется текст опросника, содержащий 40 пунктов (Приложение 1). Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции (Приложение 2). При обработке за ответ «полностью несогласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в малой степени» — 2 балла, за ответ «согласен почти наполовину» — 3 балла, за ответ «согласен наполовину» — 4 балла, за ответ «согласен более чем наполовину» — 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» — 6 баллов и за ответ «согласен полностью» — 7 баллов.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Основные теории лидерства
Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Те ...

Обоснование замысла исследования.
Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, п ...

Основные приемы и методы психоаналитической терапии
Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный ас ...