ВведениеСтраница 1
В отечественной психологии проблема отношений является традиционной и одной из наиболее разрабатываемых проблем. Наибольшую известность здесь получила концепция отношений личности В.Н. Мясищева и его последователей. Активно исследуется природа отношений [В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалёв, Д.И. Узнадзе], межличностные отношения как частный случай психологических отношений в целом [Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Н.Н. Обозов и др.], динамика отношений [А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Л.И. Анциферова, А.А. Бодалёв, В.В. Бойко, А.Г. Ковалёв, В.Н. Панфёров, Б.Ф. Ломов Л.Я. Гозман, Г.М. Андреева, Н.Н. Обозов и др.], влияние отношений на эффективность совместной деятельности [А.И. Выряжемская, С.А. Копьшов, М.Д. Цымпеу и др.].
Наиболее глубокая разработка категории "отношение" была сделана в концепции В.Н. Мясищева, который определяет его как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности. Отношение рассматривается В.Н. Мясищевым и как объективная, реально существующая связь между человеком и определенным объектом, и одновременно как субъективная реальность, отражаемая человеческим сознанием. Отмечаются такие характерные черты отношения, как его избирательность, потенциальность, целостность (принадлежность субъекту в целом), конкретная предметная направленность. Неосознанное отношение в процессе своего развития может приобрести такое качество, как осознанность.
Понятие "отношение" педагога к учащимся стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Однако в школе отношение педагога с учащимся далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической адаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая "скрытая программа социализации", благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена социальными потребностями школы и общества, поскольку от отношения педагога зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и жизни в целом. Кроме того, исследование темы важно для разработки программы в помощь педагогу.
Проблема положения детей в группе имеет прочные традиции в возрастной, педагогической и социальной психологии (Н.Р. Битяновой, Л.И. Божович). В современной советской психологии данной проблемой занимаются Н.М. Леоньтев, А.Ф. Ферштейн, К.Н. Цукерман, К.В. Венгер, О.В. Карандашев, С.А. Зимнев и другие. Большинство исследований посвящено изучению взаимосвязи положения школьников в группе сверстников с особенностями их личности и деятельности.
Тема исследования: отношение педагога к учащимся как фактор социометрического статуса младших школьников.
Объект исследования: социометрический статус младших школьников.
Предмет исследования: отношение педагога к учащимся как фактор социометрического статуса младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование отношения педагога к учащимся как фактор социометрического статуса младших школьников.
Задачи исследования: на основе психолого-педагогической литературы изучить:
1) Характеристику социометрического статуса младших школьников и влияющие на него факторы.
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
1.
Следует выделить методы исследований, которыми мы руководствовались во время написания курсовой работы:
1. «Исследование продуктивности воображения» («Пятна Роршаха»);
«Исследования индивидуальных особенностей воображения».
3. Мате ...
Внимание и сознание
Внимание имеет общее значение для человека. Так, педагог обращается к своим студентам с фразой «будьте внимательными», когда он просит их сконцентрироваться, чтобы выслушать его учебное задание. Эта общая форма внимания зависит от состоян ...
Лидеры стихийных групп
Особенности поведения массы и, в частности, ее влияния на входящих в нее индивидов зависят от индивидуальности лидеров, их типов и психологических качеств. Это, безусловно, люди особого склада.
«Масса – это послушное стадо, не могущее жи ...