Экспериментальное изучение исследования взаимосвязи
между особенностями детско-родительских отношений и наличием у ребенка
соматических заболеваний. Организация
и этапы проведения экспериментальногСтраница 1
При изучении проблемы семейного взаимоотношения с конкретными индивидами необходимо, с одной стороны, сравнить этот процесс с условно нормативными, с другой - исследовать влияние воспитания на "Я концепцию" ребенка и состояние его здоровья. Проследить семейные взаимоотношения во всей полноте невозможно. Ведь жизнь - это не жестко обусловленная последовательность действий и форм поведения, реализация которых с необходимостью приводит к определенной цели. У каждого учащегося есть сформированные черты характера, личностные установки и принципы жизнедеятельности. В обществе и его частях (в семье, ближайшем окружении) также существуют определенные схемы, включающие критерии поведения (в виде приемлемых границ), норм и ценностей, обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе взаимоотношений все эти моменты находятся в постоянном сложнейшем взаимодействии, результаты которого интегрируются в представлениях ребенка о себе и своей семье. Неопределенность взаимоотношений выступает как материал проективного, задаваемого самой жизнью теста, выполнение которого (т.е. реальное отношение) обнаруживает особенности и некоторые детерминанты процесса воспитания, а также личностные качества его участников.
В исследовании участвовали учащиеся 10-го класса в количестве 19 человек. Семейные взаимоотношения и личностные качества детей выявлялись путем опросов, бесед, тестирования, экспериментального исследования. Для проведения исследования были использованы методики: "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" (А.Я. Варга, В.В. Столин), самоотношение подростков по тест - опроснику (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин), диагностика гендерных различий и потенциалов девиантного поведения с помощью многофакторного личностного опросника - FPI, экспресс - диагностика гендерных стереотипов. Проводился сравнительный анализ по методике межличностных отношений (Т. Лири), исследовались медицинские карты учащихся.
По сравнительному анализу всех методик и амбулаторных карт здоровья детей необходимо было определить влияние семейных взаимоотношений на психосоматическое состояние ребенка. С помощью сравнительной характеристики данных обоих родителей по методике "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" (В.В. Столин, А.Я. Варга) было определено три группы семейных взаимоотношений: группа А - гармоничные взаимоотношения в семье (8 чел), группа Б - амбивалентные взаимоотношения в семье (7 чел) и группа В - не гармоничные взаимоотношения в семье (4 чел). По остальным методикам определяли уровень эмоционального состояния, межличностное взаимоотношение и самоотношение ребенка. В настоящем исследовании предпринята попытка выявить отношение родителей к своим детям, специфическое именно для этого возрастного периода и исследовать влияние взаимоотношений на психосоматическое состояние ребенка. Это возможно, как мы полагаем, лишь при сопоставлении с результатами исследования.
Результаты оценивались по следующим формальным критериям: приближенные к критериям нормы и отклоненные от нормы.
Таблица № 1. Результаты методики "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте".
Шкалы |
Группа А |
Группа Б |
Группа В | |||
мать |
отец |
мать |
отец |
мать |
отец | |
1. Принятие |
28,5 |
29 |
23,7 |
20 |
20,5 |
17 |
2. Эмпатия |
26,5 |
27 |
21,7 |
17,3 |
14,5 |
13 |
3. Эмоц. - я дистанция |
19 |
15,5 |
17,7 |
15,3 |
16 |
17 |
4. Сотрудничество |
23,6 |
24 |
18,7 |
15,7 |
15 |
13 |
5. Принятие решений |
24 |
28 |
20 |
19,7 |
15,5 |
15,5 |
6. Конфликтность |
5 |
4 |
7,3 |
8 |
11 |
11 |
7. Поощр. автономности |
27,4 |
27,5 |
21,8 |
21,6 |
22 |
21 |
8. Требовательность |
17,6 |
14,5 |
19,4 |
14,7 |
20,4 |
21 |
9. Мониторинг |
22,6 |
23,5 |
21,7 |
16 |
15 |
15 |
10. Контроль |
17,6 |
16 |
19,4 |
10,3 |
14,5 |
15 |
11. Авторитарность |
10,1 |
7 |
15,4 |
11,7 |
15 |
16,5 |
12. Оказан. поощрений |
13,4 |
13,5 |
11,7 |
8,7 |
10 |
8 |
13. Реализ. наказаний |
5,1 |
3,5 |
8 |
7,3 |
8 |
8 |
14. Непосл. родителя |
13,9 |
8,5 |
15,6 |
14,3 |
17,5 |
16,5 |
15. Неуверен. родителя |
15 |
9 |
15,1 |
11,3 |
15 |
13,5 |
16. Удовл. потр. ребенка |
27,9 |
27,5 |
21,7 |
19 |
20,5 |
18,5 |
17. Неадекв. образа реб. |
11,2 |
9 |
13,3 |
13 |
17,5 |
19 |
18. Вражд. к супругу |
4,6 |
3 |
5,3 |
7,7 |
5,5 |
5,5 |
19. Доброж. к супругу |
11,1 |
8,5 |
8,6 |
8 |
6,5 |
6,5 |
20. Удовл. отношениями |
25,5 |
24,5 |
20,7 |
21,7 |
10 |
10 |
Рекомендуем к прочтению:
Учебная успеваемость в связи с уровнем интеллектуального развития
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства. Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности.
В ...
Личностные особенности руководителя
Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителе ...
Анализ полученных результатов [16]
Испытуемые
Переменная А
Переменная Б
d (ранг А-
ранг Б)
d2
Кол-во троек
ранг
Избегание
неудачи
ранг
Аксюта
0
1
19
10
-9
81
Ефимова
10
10
14
5
-5
25
Короченц ...