Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей
Страница 2

Материалы » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей

Одаренность – это совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, - это не только интеллект, но и во взаимодействии с ним все другие свойства и особенности личности. [59]

С. Л. Рубинштейн указывает на то, что в общую одаренность включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.». [50]

Показателями одаренности, по мнению С. Л. Рубинштейна, могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения, широта переноса, время проявления способностей.

С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. [50]

Н. С. Лейтес под одаренностью понимает своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют, и выделяет основополагающий фактор одаренности – повышенная потребность в умственной деятельности: склонность к интенсивному труду, к умственному напряжению. [33]

И. А. Курбатова считает, что в основе одаренности лежит интеллектуальная активность наряду с саморегуляцией. [30]

По мнению Штерна, одаренность определяется требованиями жизни и поставленными ею задачами индивидуального поведения; она является своего рода уровнем и типом реагирования индивида на эти требования. «Одаренность – это общая способность индивида сознательно устанавливать свое мышление на новые требования, это общая способность психического приспособления в новым задачам и условиям жизни». [63]

Ю. З. Гильбух выделяет основные типы одаренности: общую (умственную) и специальную (художественную, социальную, спортивную). Каждая из этих типов включает несколько видов. А каждый из видов, в свою очередь, может рассматриваться как специальная способность. Так, умственная способность делится по предметному признаку на физико-математические (или просто математическая), способность к изучению гуманитарных предметов. Техническая одаренность включает в себя два основных вида: инженерную и одаренность к техническому мастерству. Художественная одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т.д. социальная одаренность включает в себя способность к правовой деятельности, педагогические способности. Все эти типы и виды, подчеркивает Ю. З. Гильбух, не изолированы друг от друга. Все типы одаренности обязательно предполагают определенный уровень развития умственных способностей. [16]

В. Э. Чуднов и В. С. Юркевич выделяют два типа детской одаренности:

1. Дети, опережающие в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивающие человеческий опыт.

2. Одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. [57]

Наряду с обозначенными выше типами, В. Э. Чуднов и В. С. Юркевич выделяют несколько видов одаренности: общая, моторная, социальная (организаторские способности), практическая, школьная (способность к обучению), творческая одаренность. [57]

В многочисленных исследованиях одаренности изучались различные личностные (мотивационные, коммуникативные и др.) характеристики одаренных детей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Кокса, Э. Роу, Л. В. Шавининой и др. В результате исследований, относящихся к этому направлению, создается обобщенный личностный портрет творчески одаренных людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Социальный интеллект
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. ...

Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назв ...

Методы экспериментального исследования. Краткое описание диагностических методик
Для реализации поставленных задач был использован следующий набор методик: 1. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISK Данная методика предназначена для измерения уровня интеллектуального развития детей в возрасте от 5 до 16 лет ...