Опросник Басса-Дарки направленный на изучение составных компонентов
агрессивности. Анализ результатов исследования зависимости
табакокурения от личностных качеств подросткаСтраница 3
Рис. 1 Распределение по акцентуациям в группах: серый цвет – экспериментальная группа, тёмный цвет – контрольная
По полученным данным можно сделать следующий вывод: в контрольной группе преобладают подростки с лабильной акцентуацией характера (6 человек), которая описывается следующим образом: «Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам»; а также по 3 человека с гитпертимным, психостеническим и конформным типом акцентуации.
Гипертимный тип акцентуации характеризуется следующим: «Гипертимные подростки склонны к групповым формам деликвентного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений, на которые их толкает не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствия. Элемент риска также привлекателен для них. Алкоголизация представляет для гипертима серьёзную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компании с приятелями, предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок.»
Психастенический тип акцентуации характеризуется следующим: «Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях не встречаются».
Конфотрный тип акцентуации характеризуется следующим: «Попав в дурную среду, они со временем усваивают все её обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы они ни противоречили уже имеющимся и каким бы пагубным оно ни было. Конформные подростки, лишенные собственной критичности и инициативы, «за компанию» легко спиваются, могут быть подбиты на употребление наркотиков и других психоактивных веществ, могут быть втянуты в групповые правонарушения, на побег из дома или на расправу с «чужаком».
В экспериментальной группе преобладает гипертимный тип акцентуации ( 5 человек) и шизоидный (4 человека). Шизоидный тип акцентуации характеризуется следующим: «Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым, легко становятся на путь частых и регулярных выпивок, постоянного табакокурения или наркотиков».
Результаты проективной методики «несуществующее животное»
В данной методике были интерпретированы показатели, которые объясняют поведенческие реакции и относятся к личностным качествам, а именно: Агрессивность, Страх, Уверенность в себе, Демонстративность, Тревожность, Самооценка, Рациональность и Самостоятельность.
В экспериментальной группе высокая степень агрессивности была выявлена у 10 человек, средняя у 8 человек и низкая у 2 человек, в контрольной группе высокая степень агрессивности была выявлена у 8 человек, средняя у 7 человек и низкая - у 5 человек.
В экспериментальной группе высокая степень страха была выявлена у 6 человек, средняя у 12 человек и низкая у 2 человек, в контрольной группе высокая степень страха была выявлена у 4 человек, средняя у 12 человек и низкая - у 4 человек.
В экспериментальной группе высокая степень уверенности в себе была выявлена у 7 человек, средняя у 4 человек и низкая у 9 человек, в контрольной группе высокая степень уверенности в себе была выявлена у 9 человек, средняя у 5 человек и низкая - у 6 человек.
Рекомендуем к прочтению:
Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе
психолога с молодежью
Важнейшими слагаемыми психологической помощи являются, с одной стороны, использование адекватных приемов, форм и методов, с другой – всесторонний учет особенностей возрастного этапа. Поэтому, говоря о специфике работы психолога с лицами ю ...
Причины эмоционального неблагополучия у дошкольников. Формы проявления
эмоционального неблагополучия
Формы проявления эмоционального неблагополучия и причины эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
В данном параграфе поставлена цель раскрыть, формы эмоционального неблагополучия. Выяснить, что же является причиной их ...
Психологические особенности кризисов профессионального становления
В развиваемой нами концепции профессионального становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и масте ...