Опросник Басса-Дарки направленный на изучение составных компонентов
агрессивности. Анализ результатов исследования зависимости
табакокурения от личностных качеств подросткаСтраница 6
По результатам данного теста можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе 11 человек характеризуются высокой степенью тревожности, и лишь 6 человек – хорошим психическим состоянием, в контрольной группе высокая степень тревожности выявлена у 7 человек, хорошее психическое состояние у 8 человек.
В экспериментальной группе 7 человек характеризуются высокой степенью депрессивности, и лишь 5 человек – хорошим психическим состоянием, в контрольной группе высокая степень депрессивности выявлена у 4 человек, хорошее психическое состояние у 12 человек.
По показателям и тревожности и депрессивности у экспериментальной группы показатели больше, чем у контрольной.
Результаты проведения методики «Почему Вы курите?» (см. Приложение 2)
Рис.3
Рис.4
Исходя из результатов данного теста, можно сделать следующие выводы:
1. самый высокий показатель причин курения был выявлен «игра с сигаретой» - 6 человек в экспериментальной группе и 3 человека в контрольной группе.
2. вторым по значимости мотивом был назван «привычка» - 3 человека в экспериментальной группе и 2 человека - в контрольной.
3. третьим мотивом был назван «стимуляция» 2 человека в экспериментальной группе и 1 человек в контрольной.
Таким образом, можно сказать, что курение в обеих группах в большинстве своём имеет психологический характер, и от него достаточно легко будет избавиться, применив определенные методы психологического воздействия.
Выявление различий между группами
Для выявления различий между группами контрольной и экспериментальной, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют f-критерий Стъюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:
где х{ — среднее значение переменной по одной выборке данных;
х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;
mt и тг — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
и, и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
где St — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);
Л — выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);
я, — число частных значений переменной в первой выборке;
п2 — число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице 32 для заданного числа степеней свободы, равного п, + п.2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки1 находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.
Будем сравнивать полученные результаты по тесту «Тревожность и депрессия», где у нас есть численной значение показателей.
Полученные данные (использована компьютерная программа «БИОСТАТ»)
Таблица 2
Критерий Стьюдента для выявления различий в тревожности | |||
Группа № |
Среднее |
Стандартное отклонение |
СОС |
Экспериментальная |
0,653 |
1,683 |
0,3763 |
Контрольная |
0,342 |
1,704 |
0,3811 |
РАЗНОСТЬ |
0,311 |
0,5355 | |
95% доверительный интервал для разности : от -3,079 до 0,18912 | |||
T = 1,058; число степеней свободы = 38; вероятность допустимой ошибки 0,05 | |||
Критерий Стьюдента для выявления различий в депрессии | |||
Группа № |
Среднее |
Стандартное отклонение |
СОС |
Экспериментальная |
0,6255 |
1,518 |
0,3394 |
Контрольная |
0,015 |
1,825 |
0,4081 |
РАЗНОСТЬ |
0,6105 |
0,5308 | |
95% доверительный интервал для разности : от – 0,464 до 1,865 | |||
T = 1,150; число степеней свободы = 38; вероятность допустимой ошибки 0,05 |
Рекомендуем к прочтению:
Проанализируйте различия группового консультирования и системно-семейного
Групповое психоконсультирование
Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я.Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и ...
Выводы
В данной главе решалась задача описать одну из важнейших сторон коммуникативного процесса – невербальную, которая во многих случаях является более информативной, нежели вербальная, - та, что воплощается в словах.
Невербальная коммуникаци ...
Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга
Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устную речь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, для менее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. В подавляющем большинстве случаев по ...