Педагогические условия формирования коммуникативной
культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной
культуры будущих специалистовСтраница 7
Программа курса предусматривает ознакомление с умением, позволяющим снять "мышечные зажимы" (скованность движений) и "психологические зажимы" (потеря способности мыслить), с приемами, помогающими освободиться от напряженности или привести себя в любой момент в состояние работоспособности.
Все практические занятия проходят в кабинетах педагогического мастерства. Это лучшие аудитории на факультетах, где используется весь комплекс технических средств. В кабинетах зеркальные стенки для работы над артикуляцией, мимикой, жестами. Студент видит себя и корректирует осанку, выражение лица, движения. Пробный урок или воспитательное мероприятие записывается на видеомагнитофоны, и студент впоследствии может прослушать или посмотреть проведённое им занятие. Преподаватель, руководящий занятием, не прерывает студента - на табло появляются рекомендации типа "говорите громче, тише, быстрее, медленнее, объясните, продемонстрируйте". Световое табло регламента с отсчётом времени и сигналами помогают выработать привычку чувствовать время на отдельных этапах урока.
Завершающим этапом на каждом курсе является зачет, а на последнем - дифференцированный зачет по курсу.
В нашей стране наибольших успехов в этом отношении достигли педагоги и психологи под руководством Н.В. Кузьминой (г. Санкт-Петербург), а также барнаульский преподаватель английского языка - С.Я. Ромашина, работающая под руководством известного методиста Г.Б. Рогоновой. Опираясь на теоретические положения Г.Б. Рогоновой, С.Я. Ромашина разработала краткосрочную методику повышения классификации преподавателей иностранного языка в области педагогического общения.
Все обучающие задания были разделены на 4 группы:
1) организационные;
2) стимулирующие;
3) реагирующие;
4) контролирующие.
Задача: обеспечить вариативность и адаптивность коммуникативных умений. В каждой группе заданий выделялось 3 последовательных этапа:
A) задания на внимание, наблюдение, анализ и понимание особенности коммуникативного поведения другого человека;
Б) воспроизведение его поведения (имитация и трансформация);
B) собственная коммуникативная активность в задаваемой проблемной ситуации.
При этом, в каждом случае давались задачи двух видов: с установкой на абстрактную правильность и с требованием адаптации к определенным условиям. Эта программа прошла проверку и показала свою эффективность.
Г.М. Коджастирова предлагает программу курса "Основы профессионального мастерства", исходя из следующих оснований. По ее мнению, слагаемыми педагогического мастерства выступают:
• Совокупность определенных личностных качеств и педагогическое сознание, включающее следующие сформированные позиции - "Я" - концепцию, "В" - (воспитанник) - концепцию и "Д" - (деятельность) - концепцию.
• Готовность к постоянному самосовершенствованию.
• Владение педагогической технологией, умение осуществлять направленное воздействие на личность ребенка и управлять учебно-воспитательным процессом.
Владение педагогической техникой, предполагающее наличие следующих умений:
- умений управления своим психофизическим состоянием и настроением;
- умений использования себя в качестве инструмента педагогической деятельности (мимика, жесты и т.д.);
Рекомендуем к прочтению:
Культурный контекст
Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быт ...
Пути выхода из
конфликта.
Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее с ...
Нейрофизиологические корреляты сознания
Любым произвольным (субъективным, осознанным) действиям человека соответствует определенный паттерн нейронной активности в различных областях мозга. Сознательный жизненный опыт является результатом взаимодействия значительного количества ...