Педагогические условия формирования коммуникативной
культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной
культуры будущих специалистовСтраница 6
Авторы программы ставят перед собой задачу: Студент должен осознавать взаимодействие своего общения на учеников и в его произвольных, осознанных аспектах и в его неконтролируемых или слабо контролируемых аспектах.
Критерии уровня сформированности общения авторов программы:
1. Содержание словесного воздействия, адекватного его задаче.
2. Понимание психологических особенностей ситуации общения.
3. Формальные качества общения, совершенство его "техники".
Особое внимание авторы уделяют тому, что можно назвать "биомеханикой" - формированию координации моторного поведения и владения своим телом. Понятие "владение своим телом" и "чувствовать свое тело" у них, впрочем, не идентичны:
• владеть, значит уметь достичь нужного результата;
• чувствовать, значит знать, хорошо или плохо я осуществил своё намерение.
Конечная задача здесь - полностью подчинить свое моторное поведение выражению определённого содержания, сделать его автоматическим, превратить совершенную технику общения во внутреннюю потребность.
Первый шаг на этом пути - упражнения на имитацию (но не простое повторение движений другого, а осмысленное, предполагающее проникновение в его переживания, намерения, цели, мотивы). Затем идут упражнения на контакт - в комплексе мимики, жестов, речи, голосовых модуляций; задача - все это согласовать друг с другом и соотнести с содержанием общения.
Наконец, выделяются специальные упражнения на ритм, ощущения пространства, на обработку динамики поведения и т.п.
На кафедре педагогики Полтавского пединститута имени В.Г. Короленко была разработана программа спецкурса "Основы профессионального мастерства".
Целью является углубление знаний студентов о творческой деятельности учителя.
Содержание программы курса включает в себя 12 лекционных тем:
1 курс: Педагогическое мастерство и его значение для совершенствования обучения и воспитания (6 ч.), педагогическая техника (2 ч.), речь учителя в структуре его деятельности (4 ч.).
2 курс: Культура педагогического общения (4 ч.), способы коммуникативного воздействия (4 ч.), педагогическая техника. Приемы педагогического воздействия (2 ч.).
3 курс: Мастерство выдающихся педагогов:
• Мастерство учителя на уроке (4 ч.).
• Мастерство воспитателя.
4курс: Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.
Велик удельный вес практических занятий (78 практических при 42 лекционных). На втором курсе, например, раздел "Практические занятия" представлены темами: "Педагогический такт учителя" (решение практических задач, ролевые игры): внимание, наблюдательность учителя, воображение учителя, убеждение в педагогическом процессе; выразительность речи учителя, приемы педагогического воздействия, анализ образцов работы передовых учителей, наблюдение и анализ общения педагога с аудиторией.
Значительное место в курсе отведено вопросам развития у будущих педагогов нервно-психической сферы (распределенность, непрерывность внимания, наблюдательность - память - точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота вспоминания по первому требованию, мышление, самостоятельность, точность суждений, находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе, воображение - способность быстро и ярко представить себе тот или иной объект, восстановить неполные впечатления и представления, активная фантазия, художественная чуткость, восприимчивость к красоте).
Рекомендуем к прочтению:
Выводы по уровням развития.
10 баллов –
хорошая развитая по объему кратковременная память.
8 баллов –
среднеразвитая по объёму кратковременная память.
4 балла –
не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.
2 балла –
низкий уровень кратковре ...
Особенности функционирования психолога в организации
Выполнение столь разнообразных видов деятельности требует не только самодисциплины от психолога, но и определенных нормативов времени для решения той или иной поставленной перед психологом задачи Снижение этих нормативов способно резко ух ...
Введение.
В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека все больше определяется психологическими факторами, а это значит, что лечение многих заболеваний, стабилизация аутодеструктивных форм поведения является невозможным без учета соци ...