Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
Страница 9

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

• выработку навыков анализа ситуации;

• развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции в сложных ситуациях профессиональной деятельности;

• овладение профессионально значимыми коммуникативными умениями и формами поведения, такими как - экспрессивность, умение управлять контактом, свободное владение необходимым репертуаром социально-психологических ролей;

• выработку умений ориентировки в социально-психологических процессах в группе с целью управления этими процессами;

развитие навыков эмпатии и адекватной социальной перцепции. На основании этого была разработана программа:

1. Этап формирования групповой сплочённости, снятие коммуникативных "зажимов". Групповые упражнения этого этапа способствовали формированию необходимой для проведения тренинга психологической атмосферы.

2. Этап тренинга экспрессивных навыков. Тренинг экспрессивности начинается уже на предыдущем этапе, так как "экспрессивные" упражнения в большинстве своем направлены также на снятие психологических "зажимов" в общении. Здесь используются вербальные и невербальные техники, элементы ролевого тренинга. Кроме выработки навыков свободного выражения своих чувств и состояний достигается осознание невербальных компонентов коммуникации, что способствует развитию социально перцептивной сферы обучающихся.

3. Этап развития рефлексии и эмпатии. Тренинг рефлексии и эмпатии требует гораздо большей степени доверия и открытости общения между членами группы. Как правило, группа оказывается подготовленной к этому всей предыдущей работой: высокий уровень сплоченности и совместно пережитые на предыдущих занятиях положительные эмоции повышают степень принятия членами группы друг друга, снижается количество оценочных обратных связей, повышается мотивация к эмпатическому познанию друг друга.

Этап позволяет оптимизировать процесс осознания себя и характера своих взаимоотношений с людьми, подготавливается почва для ролевого тренинга - этап дает необходимый материал для дальнейшей индивидуализации тренинговой работы.

4. Этап ролевого тренинга и тренинга навыков управления контактом. В процессе работы участники не только отрабатывали тот или иной тип ролевого взаимодействия, но и получали задания на управление контактом (посредством смены роли).

5. Этап тренинга общения в сложных педагогических ситуациях. Работа осуществлялась методом психодраматического разыгрывания сложных педагогических ситуаций. На этом этапе тренинг наиболее индивидуализирован, он является наиболее сложным и продолжительным во всем цикле занятий.

6. Заключительный этап полностью основан на групповом обсуждении результатов тренинга: личные отчеты участников, обратные связи и т.д.

Особое внимание уделяется созданию положительной эмоциональной атмосферы в финале цикла, а также повышению субъективной уверенности каждого в значительности своих личных достижений, что способствует лучшему переносу полученных коммуникативных навыков и умений в ситуации реальной профессиональной деятельности.

Для осуществления этих этапов были созданы банки психологических упражнений:

• банк упражнений на сплочение и снятие "зажимов";

• банк упражнений для развития экспрессивности поведения;

• банк упражнений, направленных на развитие навыков рефлексии (рефлексивные и проективные техники);

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем к прочтению:

Феномен материнства. Личностное развитие женщины в материнстве
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному из ...

Окулесика
Как было отмечено в первой главе данной работы, очки в коммуникации могут представлять собой некий барьер между людьми, соответственно для их обладателя они могут служить в некотором смысле защитой. Подтверждением тому может быть тот факт ...

Методы принятия управленческих решений
К настоящему времени накоплено достаточно большое число методов выработки управленческих решений. Так, В.А. Лисичкин выделял три класса методов: - общенаучные (методы логического и эвристического характера: наблюдение, эксперимент, анали ...