Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в
юношеском возрасте. Понятие «отношение» в
психолого-педагогической литературеСтраница 10
С другой стороны, на всех уровнях отражения межличностное восприятие само оказывается детерминированным спецификой совместной, объединяющей людей, деятельности и является продуктом как внутренней психологической, так и предметно-практической деятельности (22).
Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе, выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных но знаку чувств - неприятии, вражды, антипатии. (Мясищев В. Н., 12.)
Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его аффективным.
Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих). Варианты переживания интерперсональных отношений огромны. Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм. (20)
Потребность в эмоциональном контакте появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психологическую привязанность детей к окружающим. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические).
«Эмоциональная привлекательность» — способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно к сопереживанию с ним. Последнее проявляется в отзывчивости чувств в ответ на различные состояния партнера.
Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня:
когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;
эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, т.е. эмпатического реагирования. Эта форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой вариант находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека;
высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной и чувственной, но и действенной. Между всеми формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.(20)
Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, по и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.(20)
Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание па способ достижения этого предмета (Мясищев В. Н., 12.).
Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его поведенческий (практический, регулятивный).
Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. (Сосновский Б. А., 20; Попов А. Л.,18.)
Рекомендуем к прочтению:
Анализ результатов исследования
В ходе анкетного опроса респондентов были выявлены следующие данные, представленные по таблично.
Таблица 3.1. Результаты анкетного опроса респондентов, страдающих наркотической зависимостью
№ респондента
Пол
Возраст
Семейное ...
Оценка результатов.
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на среднее количество доп ...
Социально-проблемная ситуация как метод формирования
социальной адаптации умственно-отсталых детей
В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью ...